Сущность и методы расчета рентабельности

Абсолютная сумма прибыли полученная предприятием является важным показателем его деятельности. Однако она не может характеризовать уровень эффективности хозяйственности. К примеру, при прочих равных условиях большую сумму прибыли будет иметь предприятие, которое входит большим капиталом, больше производит и реализует продукции.

Для того, чтобы оценить уровень эффективности работы предприятия необходимо сравнить полученную прибыль с понесенными расходами.

Расходы можно рассматривать как:

1. текущие расходы деятельности предприятия (или себестоимость продукции). Для определения текущих расходов и прибыли возможны разные варианты расчетов.

2. авансируемую стоимость (авансированный капитал) для обеспечения производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Здесь также возможны разные варианты определения авансируемой стоимости и прибыли.

Соотношение прибыли и текущих расходов или авансируемой стоимости характеризует такое понятие как рентабельность.

В широком понимании рентабельность означает прибыльность и доходность производства и реализации всей продукции или отдельных ее видов; доходность субъекта хозяйствования (предприятия, организацц); прибыльность различных отраслей экономики.

Рентабельность непосредственно связанна с получением прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли.

Рентабельность – это относительный показатель, т.е. уровень прибыльности, который изменяется в процентах.

Различные варианты определения текущих расходов, авансируемой стоимости, прибыли, которые используются для расчета рентабельности обуславливают наличие большого количества показателей рентабельности.

К примеру часто используется 4 различные оценочных показателя (прибыли):

¾ валовая прибыль (Ф. №2, стр 50);

¾ операционная прибыль (Ф №2, стр. 100);

¾ прибыль до налогообложения (Ф №2, СТР.170);

¾ чистая прибыль (Ф №2, стр. 220).

Оценка текущих расходов может осуществляться по:

1. себестоимость продукции (производственной);

2. себестоимость без материальных затрат (заново созданная стоимость);

3. стоимость продукции (объем реализации) в целях производителя.

Оценка авансированной стоимости может осуществляться по:

1. всему капиталу предприятия;

2. собственному капиталу предприятия;

3. заемному капиталу предприятия;

4. основному капиталу предприятия;

5. оборотному капиталу предприятия.

В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют 3 группы показателей рентабельности:

1. рентабельность инвестиций (капитала);

2. рентабельность продаж;

3. рентабельность производства;

Кроме того может рассчитываться рентабельность отраслей экономики.

Рентабельность инвестиций (капитала)

1. Рентабельность совокупного капитала (ROA)

Этот показатель интересен для инвесторов.

2. Рентабельность собственного капитала (ROE)

Этот показатель интересен потенциальным собственникам и акционерам. Он показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица.

Рентабельность продаж.

1. Валовая рентабельность реализованной продукции (GPM):

Этот показатель показывает эффективность производственной деятельности, а также эффективность политики ценообразования.

2. Операционная рентабельность реализованной продукции (ОІМ)

Этот показатель показывает способность руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной деятельности.

Если, например, на протяжении ряда периодов валовая рентабельность существенно не изменилась, а операционная рентабельность снижается, то причина такого снижения скорее всего в увеличении административных и сбытовых расходов.

3) чистая рентабельность реализованной продукции (NPM)

Этот показатель чаще всего используется в отечественной практике. ОН показывает влияние структуры капитала и финансирования предприятия на его рентабельность.

Если на протяжении ряда периодов операционная рентабельность существенно не меняется, а операционная постоянно снижается, это может свидетельствовать или об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале, или о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей.

3.3. Рентабельность производственной деятельности

1) валовая рентабельность производства:

2) чистая рентабельность производства

Для всех показателей рентабельности желательна положительная динамика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: