Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит. Различают:
Ø аудит системы;
Ø аудит процесса;
Ø аудит продукта.
В соответствии с ИСО 9000 аудит качества определяется как систематическое и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько эффективно эти требования реализуются и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Различают внешние и внутренние аудиты (далее - проверки) качества.
Результаты внутренней проверки в виде документированного «Обзора состояния менеджмента качества» оцениваются руководством предприятия.
Плановые проверки проводятся по годовому плану. План проверки должен включать:
o проверяемые подразделения/процессы;
o важные элементы системы качества;
o временные интервалы проведения этапов проверки.
Проверка проводится на основе контрольного перечня вопросов, подлежащих выяснению, ориентировочный состав которого следующий:
|
|
o проверяемое подразделение;
o аудиторы;
o сроки/местонахождение;
o плановый/внеплановый;
o цель проверки;
o проверяемые процессы;
o элементы системы качества;
o участники проверки;
o основные моменты проверки;
o цели подразделения/процесса;
o нормативные/законодательные требования;
o положительные результаты внедрения системы;
o необходимые изменения системы качества.
Внешние проверки различаются на:
o проверки, проводимые независимой третьей стороной с целью сертификации (Third-Party-Certification),
o проверки, проводимые заказчиками у поставщиков/подрядчиков, называемые также оценкой второй стороной (Second- Party- Assesment).
График внешних и внутренних проверок разрабатывается руководителем службы качества и утверждается уполномоченным высшего руководства предприятия по системе качества.