Тема: Назначение и формы текущего планирования.
► Так как большинство современных предприятий в своей деятельности ориентируется на достижение быстрых и конкретных результатов, то главную роль в их плановой работе играет текущее, рассчитанное на непродолжительное время, планирование. Его цель — обеспечить бесперебойную, ритмичную, сбалансированную работу предприятия как во времени, так и по структурным подразделениям предприятия.
► Текущее планирование — это прежде всего планирование достижения целей. При грамотном подходе оно строится на основе генерального целевого и стратегического планирования и зависит от принятой в результате стратегического планирования продуктовой концепции, структуры потенциала и системы управления. Поэтому текущее планирование программ и мероприятий должно осуществляться по возможности синхронно.
► Текущее планирование в широком смысле слова называют также оперативным или регулярным. При текущем планировании речь идет о ситуативных решениях, которые характеризуются следующими признаками:
|
|
o Влияют на величину активов и показатели успеха предприятия.
o Требуют особой ответственности от подразделений или отделов предприятия.
o Могут приниматься на высшем, среднем и нижнем уровнях управления.
o Действуют в краткосрочной перспективе и принимаются относительно часто.
► Наиболее распространенной формой текущего планирования является годовой план предприятия. В прежние годы на российских предприятиях был накоплен опыт разработки техпромфин планов, который сегодня используется в новых условиях хозяйствования. На предприятиях определяется себестоимость по элементам затрат и статьям калькуляции, планируется выручка от реализации, прибыль и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. В некоторых случаях планируются издержки по производственным подразделениям и проводятся более сложные специальные расчеты.
► На промышленных предприятиях с функциональной организационной структурой к текущему планированию относят функциональное планирование, или разработку планов функциональных сфер деятельности (подразделений), что включает:
o План сбыта.
o План производства.
o План НИОКР.
o Организационный план.
o Финансовый план.
o План рекламы и др.
► Прежде отправной точкой разработки годового плана предприятия был план производства продукции, который составлялся исходя из наличных производственных (технологических, сырьевых) ресурсов предприятия. В настоящее время годовой план разрабатывается на основе прогнозов сбыта продукции и на основе анализа наличных и перспективных потребностей рынка.
|
|
► Также исходными данными при разработке годового плана являются результаты деятельности предприятия в предшествующем периоде, показатели выполнения прежних планов, фактический спрос на продукцию. Сбором и обработкой подобной информации на многих предприятиях занимаются информационно-аналитические отделы.
► Отдельно проводится прогнозирование спроса на продукцию предприятия. Для этого применяются разнообразные методы: нормативный, выборочный, метод тенденций (экстраполирование), метод уровня потребления (включая эластичность спроса по доходам и ценам), конечного использования (коэффициент потребления), анкетные опросы и пр.
► Прогноз сбыта, как правило, составляется по каждому виду производимой предприятием продукции с разбивкой по месяцам и территориям. Сбыт каждого продукта показывается в натуральном и стоимостном выражении. Исключения составляют предприятия с индивидуальным характером производства или с большим ассортиментом продукции. В этом случае прогноз сбыта рекомендуется делать по ассортиментным группам (связь продукции по сбыту) или товарным линиям (связь по технологии).
Табл.
Прогноз сбыта
Всего | Регион 1 | Регион 2 | ||||
шт. | Руб. | шт. | Руб. | шт. | Руб. | |
1. Продукция А | ||||||
Январь | ||||||
Февраль | ||||||
Март | ||||||
Итого за квартал: | ||||||
I II | ||||||
III IV | ||||||
2. Продукция В |