Тема: Исходные данные для годового плана предприятия

Тема: Назначение и формы текущего планирования.

► Так как большинство современных предприятий в своей дея­тельности ориентируется на достижение быстрых и конкретных результатов, то главную роль в их плановой работе играет текущее, рассчитанное на непродолжительное время, планирование. Его цель — обеспечить бесперебойную, ритмичную, сбалансированную работу предприятия как во времени, так и по структурным подразделениям предприятия.

► Текущее планирование — это прежде всего планирование дос­тижения целей. При грамотном подходе оно строится на основе генерального целевого и стратегического планирования и зависит от принятой в результате стратегического планирования продукто­вой концепции, структуры потенциала и системы управления. По­этому текущее планирование программ и мероприятий должно осуществляться по возможности синхронно.

► Текущее планирование в широком смысле слова называют так­же оперативным или регулярным. При текущем планировании речь идет о ситуативных решениях, которые характеризуются сле­дующими признаками:

o Влияют на величину активов и показатели успеха предприятия.

o Требуют особой ответственности от подразделений или отделов предприятия.

o Могут приниматься на высшем, среднем и нижнем уровнях управления.

o Действуют в краткосрочной перспективе и принимаются отно­сительно часто.

► Наиболее распространенной формой текущего планирования является годовой план предприятия. В прежние годы на российских предприятиях был накоплен опыт разработки техпромфин планов, который сегодня используется в новых условиях хозяйствования. На предприятиях определяется себестоимость по эле­ментам затрат и статьям калькуляции, планируется выручка от реализации, прибыль и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. В некоторых случаях планируются издержки по производственным подразделениям и проводятся более сложные специаль­ные расчеты.

► На промышленных предприятиях с функциональной организа­ционной структурой к текущему планированию относят функциональное планирование, или разработку планов функциональных сфер деятельности (подразделений), что включает:

o План сбыта.

o План производства.

o План НИОКР.

o Организационный план.

o Финансовый план.

o План рекламы и др.

► Прежде отправной точкой разработки годового плана предпри­ятия был план производства продукции, который составлялся исходя из наличных производственных (технологических, сырьевых) ресурсов предприятия. В настоящее время годовой план разрабатывается на основе прогнозов сбыта продукции и на основе анали­за наличных и перспективных потребностей рынка.

► Также исходными данными при разработке годового плана яв­ляются результаты деятельности предприятия в предшествующем периоде, показатели выполнения прежних планов, фактический спрос на продукцию. Сбором и обработкой подобной информации на многих предприятиях занимаются информационно-аналитиче­ские отделы.

► Отдельно проводится прогнозирование спроса на продукцию предприятия. Для этого применяются разнообразные методы: нормативный, выборочный, метод тенденций (экстраполирование), метод уровня потребления (включая эластичность спроса по доходам и ценам), конечного использования (коэффициент потребле­ния), анкетные опросы и пр.

► Прогноз сбыта, как правило, составляется по каждому виду производимой предприятием продукции с разбивкой по месяцам и территориям. Сбыт каждого продукта показывается в натуральном и стоимостном выражении. Исключения составляют предприятия с индивидуальным характером производства или с большим ассор­тиментом продукции. В этом случае прогноз сбыта рекомендуется делать по ассортиментным группам (связь продукции по сбыту) или товарным линиям (связь по технологии).

Табл.

Прогноз сбыта

  Всего Регион 1 Регион 2
  шт. Руб. шт. Руб. шт. Руб.
1. Продукция А            
Январь            
Февраль            
Март            
Итого за квартал:            
I II            
III IV            
2. Продукция В            

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: