Лекция 8 Тема: РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ
Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе
Проведите экономический анализ
Предположим, что стоит жаркое лето. Определите:
а) как изменится количество продаваемого мороженого по каждой цене;
б) в какую сторону сдвинется кривая спроса;
в) как изменится цена равновесия (снизится, повысится);
г) как изменится равновесный объем продаж мороженого (упадет, поднимется)?
Напишите реферат на выбранную тему
Практическое значение теории эластичности.
Эластичность спроса и конкуренция производителей.
Рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного саморегулирования.
Сочините эссе на тему
«При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Давид Рикардо).
В лекции рассматривается круг проблем, связанных с конкуренцией как основным элементом, влияющим на рыночное ценообразование:
• исследуется сущность конкуренции, ее положительные и отрицательные стороны;
|
|
• изучаются виды конкуренции и механизм их действия;
• анализируются потери от несовершенной конкуренции и антимонопольное законодательство.
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция (лат. конкурро – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция наряду с ценой, спросом и предложением является важнейшим элементом рынка, его ключевой категорией. Она осуществляется во всех фазах производственного цикла:
• в период, когда происходит подготовка к производству, т. е. приобретаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;
• в процессе организации производства и установления связей с проектными и кредитно-финансовыми учреждениями;
• в процессе производства и сбыта конкурентоспособной продукции;
• в период формирования инвестиционных, амортизационных и иных фондов.
Конкуренция – весьма жесткое явление. Она имеет ряд отрицательных черт:
• расточительна по отношению к невоспроизводимым ресурсам (леса, дикие животные, запасы морей и океанов);
• не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги и т. п.);
• не создает условий для развития фундаментальной науки, системы народного образования;
|
|
• не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
К положительным качествам конкуренции относится то, что она:
• способствует гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;
• обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
• способствует внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
• нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.
Конкуренция подчас бывает недобросовестной.
Недобросовестная конкуренция – это методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и прав конкуренции.
Недобросовестная конкуренция имеет следующие виды:
• продажа по демпинговым ценам;
• установление контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности;
• злоупотребления фирмы на рынке в силу ее господствующего положения (например, чрезмерное завышение цен);
• дискриминация конкурентов: распространение о них ложных сведений, незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного названия, использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов, и т. п.
В большинстве стран недобросовестная конкуренция запрещается законами по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами.