Отраслевая структура экономики – сложившаяся система распределения производственных ресурсов по основным видам деятельности, доля отдельных отраслей в общем объеме национального производства.
Рынок - система взаимодействия покупателей и продавцов некоторого товара.
Рынок - представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Рынок - это механизм передачи прав собственности.
Отрасль хозяйства (Industry) – группа фирм (или одна фирма), производящих идентичные или схожие продукты.
Отрасль хозяйства – совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих, производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение. Отрасль также характеризуется однородностью производственно-технической базы, специфичностью состава кадров и условий труда.
|
|
Отрасль – совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.
Industry – любой значимый по своим масштабам вид хозяйственной деятельности, например «tourism industry» (туристическая отрасль).
Согласно Webstern’s New World Dictionary термин «Industry» обозначает «совокупность предприятий, осуществляющий в отличие от сельского хозяйства переработку (подразумевается – сырья)».
Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий. То есть, рынок объединяет фирмы, если они производят товары, являющиеся близкими заменителями с точки зрения покупателя (или со стороны спроса), а отрасль объединяет фирмы, если они реализуют товары, являющиеся близкими заменителями с точки зрения производителя (или со стороны предложения).
Отождествление отрасли и рынка неприемлемо – товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близкими заменителями, но могут быть и совершенно независимыми товарами. В свою очередь, рынок и подотрасль объединяемая в рамках конкретной отрасли производством близких товаров, иногда могут рассматриваться в качестве связанных между собой понятий. Такое упрощение тем более допустимо, чем более специализированы предприятия подотрасли. Когда мы говорим об отраслевом рынке, мы подразумеваем именно предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и одновременно конкурирующие друг с другом в сфере реализации продуктов.
|
|
Идентификация рынка зависит от широты или узости задания его границ. Выделяют три типа границ рынка:
- продуктовые – характеризуют способность товаров заменять друг друга в потреблении;
- временные – характеризуют исследуемый временной интервал, а также границы эксплуатации продаваемого товара;
- локальные - определяют пространственные границы рынка. Такие границы зависят от остроты конкуренции на национальном и конкурентном рынке, а также от величины барьеров входа на региональный рынок внешних продавцов.
Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа.
Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определенны, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку будет относиться большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке, во-первых, и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок «внешних» продавцов, во-вторых.
Можно привести определение «рынка» предложенное Джоан Робинсон.
Рынок включает однородный товар и его заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень субституции (замещения) характеризуется показателем перекрестной эластичности спроса. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границе рынка. Задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности, мы можем получать разные масштабы рынка.
В странах Европейского Сообщества используются и другие критерии выделения рынка:
• Показатель изменения выручки при изменении цены. Пусть, например, цена товара А возросла. Рассмотрим, каким образом изменилась выручка производителей данного товара. Если выручка выросла (или, соответственно, дополнительная прибыль продавцов положительна), рынок ограничен только товаром А. Если же выручка сократилась (дополнительная прибыль производителей отрицательна, или, по крайней мере, неположительна) то, следовательно, существует близкий заменитель, товар В. Поэтому неправомерно говорить о рынке товара А, надо искать товар В и проверять снова по предложенной методике рынок товара А+В. Таким образом, динамика выручки и прибыли фирм-производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка. Этот критерий основывается на принципе показателя прямой цеповой эластичности. При достаточно агрегированном определении рынка спрос на таком рынке должен быть достаточно неэластичным. В этом случае рост цены продавцов приводит к увеличению их выручки.
• Корреляция цен товаров во времени. Положительная корреляция движения цен товаров в течение длительного периода времени (5-10 лет) свидетельствует о том, что товары являются устойчивыми субститутами, то есть составляют один рынок. Легко заметить, что этот критерий, так же как и определение рынка, используемое Джоан Робинсон, базируется на концепции перекрестной ценовой эластичности. Если товары А и В служат близкими заменителями, рост цены на товар А приводит к увеличению спроса на товар В и при прочих равных условиях - к повышению цены товара В.
• Географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие, как взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные (местные) предпочтения, различия (существенные/несущественные) в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения.
|
|
Во многих эмпирических исследования для определения границ рынка используется Стандартная промышленная классификация (The Standard Industrial Classification). Это числовая классификационная схема, в которой большое число цифр указывает на более дезагрегированную классификацию. Так, однозначная классификация разделяет широкие сектора экономики (сельское хозяйство и лесная промышленность, обрабатывающая промышленность и.д.). Двузначная классификация разделяет сектора промышленности в пределах однозначного сектора к примеру химическая и текстильная промышленность в пределах обрабатывающей промышленности. Три и четыре цифры дают дальнейшее разделение, а пятизначная классификация охватывает отдельные классы продуктов (в США существует дальнейшее разделение продуктов до семизначного уровня).
Основой для такой классификационной схемы служат общность с точки зрения производства и отсутствие учета взаимозаменяемости со стороны спроса.
Классификация отраслей промышленности – утвержденный в установленном порядке перечень отраслей промышленности, обеспечивающий сопоставимость показателей для планирования, учета и анализа развития промышленности. Классификация отраслей промышленности определяет состав каждой отрасли, наименования отраслей, подотраслей и производств, код каждого из них, необходимый для машинной обработки. Группировка предприятий по отраслям производится исходя из назначения выпускаемой продукции, характера технологического процесса или общности используемого сырья. Классификационной единицей является состоящее на самостоятельном балансе предприятие; каждое отдельное предприятие относится только к одной отрасли промышленности.
Стандартная промышленная классификация (SIC)
Industrial organization – организация промышленности.
Параметры функционирования отрасли - показатели результативности деятельности фирм в отрасли. К ним относятся:
|
|
Ø качество продукта;
Ø эффективность распределения производственных и финансовых ресурсов;
Ø технический прогресс;
Ø рентабельность производства.
Факторы структуры отрасли - показатели, определяющие тот или иной тип взаимоотношений фирм на рынке. К ним относятся:
Ø число покупателей и продавцов;
Ø барьеры входа и выхода;
Ø дифференциация товара;
Ø вертикальная интеграция;
Ø диверсификация производства.
Обычно в экономической литературе выделяют четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Параметры поведения фирмы на рынке - показатели деятельности фирмы, по которым оценивается эффективность ее функционирования. К ним относятся: выбор продукта (качество и количество), цена товара, реклама, расходы на НИОКР, инвестиции, слияния и поглощения.
Основные типы структур рынка продавца (Шерер и Росс)
Количество продавцов | |||
Один | Несколько | Много | |
Однородные продукты | Чистая монополия | Гомогенная олигополия | Чистая конкуренция |
Дифференцированные продукты | Чистая многопродуктовая монополия | Олигополия с дифференциацией продукции | Монополистическая конкуренция |
Каждая из характеристик рынка по-своему влияет на параметры его функционирования. Совокупность характеристик рынка определяет его структуру или тип рынка. Очевидно, что различные комбинации характеристик рынка могут выявить достаточно широкий спектр рыночных структур.
Все четыре известные модели рыночных структур предполагают, пассивную роль покупателей на рынке и делают акцент на поведении производителей товара (продавцов). Если ввести в рассмотрение возможные характеристики рынка со стороны спроса, то список рыночных структур существенно пополнится. Помимо хорошо известной из микроэкономики модели монопсонии, можно упомянуть модель двусторонней монополии (когда единственный продавец взаимодействует с единственным покупателем) или модель двусторонней олигополии (когда несколько продавцов противостоят на рынке нескольким покупателям).
В таблице приведены сравнительные характеристики четырех основных типов рыночных структур по параметрам структуры рынка.
На примерах – взаимосвязь между фундаментальными предпосылками моделей и характеристиками рыночных структур. Предпосылка, что покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены, очевидно, выполняется лишь в случае, когда численность покупателей на рынке велика. Наоборот, большое число продавцов на рынке предопределяет как отсутствие их стратегического взаимодействия, так и то, что они не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены.