Потребности и ресурсы общества.
Потребности – это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом.
Факторы, формирующие потребности:
- биологическая природа человека
- духовный мир человека
- природно-климатические условия
- национальные, культурные, религиозные представления
- социально-экономические условия жизни
- уровень развития производства, научно-технический прогресс и др.
Пирамида потребностей Маслоу:
1. Физиологические потребности
2. Потребность в безопасности
3. Потребность в социальных контактах
4. Потребность в уважении
5. Потребность в саморазвитии
Экономическое благо - удовлетворяет потребности людей и в частности
Продукты в материальном виде форме и услуги, которые являются нематериальным благом и имеют форму полезной людям деятельности.
Большую часть своих потребностей люди удовлетворяют за счёт экономических благ
Благо ограничено:
- объём недостаточен для удовлетворения всех людей
|
|
- объём может быть увеличен путём затрат ресурсов производства
- приходится распределять
Производство: процесс создания экономических благ, результат преобразования факторов производства.
Структура производства:
- сфера материального производства (продукт промышленности, сельского хозяйства)
- оказание услуг материального характера (транспорт, связь)
- непроизводственная сфера (нематериального характера):
- образование, искусство, здравоохранение
- духовная, интеллектуальная деятельность
Факторы производства:
Потенциальные источники создания экономических благ (интеллектуальный, информационный, финансовый)
Ресурсы:
- вовлечённые, задействованные в производстве ресурсы
- информационные
- финансовые
- административные
Земля (все природные ресурсы, использующиеся в производстве, пахотные земли, ископаемые и т.д.)
Капитал (произведённые товары длительного пользования, используемые для производства других товаров)
Труд (целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей, затраты физической и умственной энергии, позволяющие создать полезные для общества товары и услуги)
Предпринимательская способность (целесообразная деятельность людей, направленная на рациональное и более эффективное сочетание ресурсов для производства экономических благ и получения прибыли)
- Натуральное производство (разнообразные продукты создаются для внутреннего потребления и для удовлетворения личных потребностей самого производителя. Натуральному производству свойственны: замкнутость, ограниченность, применение рутинной техники, медленное развитие)
|
|
- Товарное производство (продукты создаются для обмена и продажи, для удовлетворения общественных потребностей, продукты производимые самостоятельными друг от друга независимыми, обособленными)
Товар (услуга) – продукт, предназначенный для обмена
Свойства:
- Полезность (способность товара, удовлетворяющая какую либо потребность, субъективная полезность зависит от интенсивности полезности и количественной ограниченности товара)
- Цена (пропорция в которой товар обменивается на товар или деньги)
Деньги – продавец принимает в качестве платёжного средства.
Свойства:
- всеобщее признание
- удобство использования
- делимость
- способность к хранению
- надёжность против подделки
- однородность
Функции:
- мера стоимости (ВВП)
- средство обращения
- средства накопления
Виды:
- товарные (шкурки)
- бумажные
- кредитные
Стоимость денег – покупательная способность товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. Стоимость денег в обратной зависимости от количества денег в обращении (тем меньше их стоимость)