Предприниматель и предпринимательство

Командная экономическая система (социализм)

Монополизация рынка

Ситуация в экономике, когда один или несколько крупных производителей или продавцов обладают на рынке подавляющим преимуществом в производстве и сбыте определенного ассортимента товаров, что приводит к монополизации цен и установлению диктата на рынке.

В условиях, когда конкуренты монополиста искусственно не допускаются на рынок, монополист может без потери доходов и доли рынка искусственно сдерживать развитие производства, получая доход только за счёт увеличения цен при относительно стабильном количестве продаж (из-за отсутствия конкурентов спрос становится менее эластичным, то есть цена меньше влияет на объёмы продаж). Это приводит к неэффективности распределения ресурсов, когда произведено значительно меньше товара и по большей цене, чем потребители могли бы иметь на этом уровне развития в более конкурентной среде.

Административно-командная экономика первоначально сложилась в нашей стране, а затем в странах Западной Европы, избравших путь социалистической ориентации. Основными ее чертами являются:

а) преобладание государственной собственности на средства производства и все виды экономических ресурсов;

б) полный контроль со стороны государства над производством и реализацией продукции;

в) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – Госплана страны.

В результате появилось огромное количество управляющих и прочих чиновников, наблюдались бюрократизация и монополизм, отсутствовала самостоятельность товаропроизводителей, существовали дефицит, уравнительность в оплате и застой в экономике.

Для административно-командной системы характерно директивное планирование из Центра, все предприятия действуют в соответствии с доводимыми им плановыми заданиями. Основная роль отводится распределительным, командным методам, а вся полнота власти сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата.

Предпринимательство – это свойство рыночной экономики. Это инициативная связанная с риском деятельность с целью реализации личных целей и получения дохода. Предпринимательство является одной из форм бизнеса.

Бизнес – любой вид деятельности, приносящей доход или личную выгоду, а также система ведения дел, объединяющая всех хозяйственников и интересующую их деятельность в одно целое.

Система бизнеса состоит в том, что каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом и в то же время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым легальный бизнес не наносит ущерба другим людям.

Коммерция – часть предпринимательства в сфере обращения, то есть это торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли.

Предпринимательство связано с развитием рыночной экономики и в зависимости от масштаба рыночных отношений может быть развитым и неразвитым. Предпринимательство бывает также стихийным, что характерно для начальной стадии развития, и организованным, то есть соответствующим законодательству. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Основными признаками предпринимательства являются:

1) самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов;

2) ответственность и риск;

3) инициатива и новаторство;

4) достижение личной выгоды, экономического и морального успеха.

Различают следующие основные формы предпринимательства: индивидуальную (частную); коллективную (совместную); рисковую (венчурную), связанную с развитием инновационной деятельности.

Для активизации предпринимательства необходимо:

§ предоставление всем хозяйствующим субъектам гарантий сохранности их собственности;

§ создание для всех участников рыночных отношений равных прав и эконо­мических свобод;

§ создание рыночно-конкурентного режима хозяйствования;

§ свободный доступ к ресурсам, кредитам и информации;

§ оказание помощи со стороны государства.

К условиям поддержки предпринимательства в Российской Федерации относятся:

во-первых, совершенствование нормативно-законодательной базы, включая принятие конкретных законов о предпринимательстве;

во-вторых, дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры, прежде всего создание и развитие всех видов бирж, рекламных бюро, адвокатских и аудиторских компаний и так далее;

в-третьих, организация и консолидация предпринимательских кругов, то есть создание отраслевых региональных союзов и объединений предпринимателей, способных представить и защитить интересы предпринимателей в различных органах государственной власти.

Для развития предпринимательства важны и политические факторы, связанные с развитием демократии и политической стабильности в стране, а также психологические факторы формирования предпринимательского мышления и деловой этики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: