Командная экономическая система (социализм)
Монополизация рынка
Ситуация в экономике, когда один или несколько крупных производителей или продавцов обладают на рынке подавляющим преимуществом в производстве и сбыте определенного ассортимента товаров, что приводит к монополизации цен и установлению диктата на рынке.
В условиях, когда конкуренты монополиста искусственно не допускаются на рынок, монополист может без потери доходов и доли рынка искусственно сдерживать развитие производства, получая доход только за счёт увеличения цен при относительно стабильном количестве продаж (из-за отсутствия конкурентов спрос становится менее эластичным, то есть цена меньше влияет на объёмы продаж). Это приводит к неэффективности распределения ресурсов, когда произведено значительно меньше товара и по большей цене, чем потребители могли бы иметь на этом уровне развития в более конкурентной среде.
Административно-командная экономика первоначально сложилась в нашей стране, а затем в странах Западной Европы, избравших путь социалистической ориентации. Основными ее чертами являются:
|
|
а) преобладание государственной собственности на средства производства и все виды экономических ресурсов;
б) полный контроль со стороны государства над производством и реализацией продукции;
в) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – Госплана страны.
В результате появилось огромное количество управляющих и прочих чиновников, наблюдались бюрократизация и монополизм, отсутствовала самостоятельность товаропроизводителей, существовали дефицит, уравнительность в оплате и застой в экономике.
Для административно-командной системы характерно директивное планирование из Центра, все предприятия действуют в соответствии с доводимыми им плановыми заданиями. Основная роль отводится распределительным, командным методам, а вся полнота власти сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата.
Предпринимательство – это свойство рыночной экономики. Это инициативная связанная с риском деятельность с целью реализации личных целей и получения дохода. Предпринимательство является одной из форм бизнеса.
Бизнес – любой вид деятельности, приносящей доход или личную выгоду, а также система ведения дел, объединяющая всех хозяйственников и интересующую их деятельность в одно целое.
Система бизнеса состоит в том, что каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом и в то же время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым легальный бизнес не наносит ущерба другим людям.
|
|
Коммерция – часть предпринимательства в сфере обращения, то есть это торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли.
Предпринимательство связано с развитием рыночной экономики и в зависимости от масштаба рыночных отношений может быть развитым и неразвитым. Предпринимательство бывает также стихийным, что характерно для начальной стадии развития, и организованным, то есть соответствующим законодательству. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.
Основными признаками предпринимательства являются:
1) самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов;
2) ответственность и риск;
3) инициатива и новаторство;
4) достижение личной выгоды, экономического и морального успеха.
Различают следующие основные формы предпринимательства: индивидуальную (частную); коллективную (совместную); рисковую (венчурную), связанную с развитием инновационной деятельности.
Для активизации предпринимательства необходимо:
§ предоставление всем хозяйствующим субъектам гарантий сохранности их собственности;
§ создание для всех участников рыночных отношений равных прав и экономических свобод;
§ создание рыночно-конкурентного режима хозяйствования;
§ свободный доступ к ресурсам, кредитам и информации;
§ оказание помощи со стороны государства.
К условиям поддержки предпринимательства в Российской Федерации относятся:
во-первых, совершенствование нормативно-законодательной базы, включая принятие конкретных законов о предпринимательстве;
во-вторых, дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры, прежде всего создание и развитие всех видов бирж, рекламных бюро, адвокатских и аудиторских компаний и так далее;
в-третьих, организация и консолидация предпринимательских кругов, то есть создание отраслевых региональных союзов и объединений предпринимателей, способных представить и защитить интересы предпринимателей в различных органах государственной власти.
Для развития предпринимательства важны и политические факторы, связанные с развитием демократии и политической стабильности в стране, а также психологические факторы формирования предпринимательского мышления и деловой этики.