Основные функции делопроизводства:(от лат. функция – «исполнение, осуществление»)
Ø обеспечивающая – обеспечение процесса предприятия документированной информацией необходимого количества и содержания;
Ø преобразующая – преобразование недокументированной информации в документированную (в виде бумажных или электронных документов);
Ø учетная – выражается в формировании системы учета документов и присвоении им учетных признаков, позволяющих в дальнейшем идентифицировать документы в процессе систематизации, хранения и перемещения;
Ø обработки – выражается в упорядоченном обращении с документами и выполнении с этой целью действий по их систематизации, хранению и перемещению;
Ø контрольная – выражается в «отслеживании» состояния делопроизводства в процессе функционирования с целью непрерывного совершенствования.
Принципы (от лат. – «начало») – основополагающие начала, исходя из которых вырабатываются основные направления деятельности, определяются оптимальные средства и способы решения делопроизводственных задач по каждому из направлений:
|
|
· эффективность – функционирование делопроизводства должно способствовать эффективности деятельности предприятия в целом;
· надежность – гарантированное обеспечение потребностей предприятия в документированной информации;
· своевременность – требуемая документированная информация должна поступать в распоряжение предприятия к определенному сроку (в конкретный период времени);
· комплексность – согласованное и целенаправленное удовлетворение потребностей предприятия в различных видах документированной информации, в первую очередь управленческой;
· упорядоченность - документированная информация перемещается (между предприятием и его партнерами, а также внутри его) в соответствии с функциональным назначением и «пропускными» возможностями каналов информационного обмена, предусмотренных схемой документооборота предприятия;
· гибкость – способность подсистемы обеспечения документированной информацией к саморазвитию в зависимости от условий функционирования.
На работу с документами работники сферы управления затрачивают в среднем 60% рабочего времени. Объем технической работы с документами нередко настолько велик, что мешает продуктивной, основной деятельности предприятия. Поэтому рациональная организация делопроизводства рассматривается как одна из важнейших задач, обеспечивающая эффективное управление.
От организации делопроизводства зависят:
Ø экономичность;
Ø оперативность;
|
|
Ø культура труда работников
Разработка новых информационных технологий в управлении, новых офисных программ осуществляется на основе традиционных правил делопроизводства (регистрация документов, согласование, контроль их исполнения, исполнение, архивное хранение и т.п.)
Организация и ведение делопроизводства требуют профессиональных знаний и умений. Профессионалом в делопроизводственной сфере можно стать лишь после овладения правилами и приемами в работе с официальными документами.
Ведение делопроизводства осуществляют специальные подразделения (службы делопроизводства), а в небольших организациях и фирмах – секретари-референты.
Повторимся, что делопроизводство состоит из двух неразрывно связанных компонентов:
Ø документирования;
Ø организации работы с документами.
Документирование – запись информации на различных носителях по установленным правилам. Большое место отводится правилам документирования. Особое внимание направлено на оформление реквизитов, требования к бланкам.
Требования к тексту, особенности языка и стиля служебных документов, порядок их редактирования выделены в отдельную главу. Каждый вид документа (приказ, протокол, письмо, акт и др.) имеет свои особенности.
Работники делопроизводственных служб должны хорошо знать технологию работы с документами. Эффективная организация работы с документами обеспечивает оптимальные условия для всех видов работ с документами с момента их создания или получения до уничтожения или передачи на архивное хранение.
Организация работы с документами включает организацию документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения. Следует подчеркнуть, что организацию работы с документами иногда называют технологией работы с документами. Она включает:
· документооборот,
· регистрацию документов,
· контроль за сроками исполнения,
· номенклатуру дел,
· организацию текущего хранения документов,
· экспертизу ценности,
· оформление дел,
· подготовку и передачу дел в архив организации.