Историческая школа Германии (XIX в.)

Цивилизационный подход.

Данный подход, отводящий главенствующую роль социокультурному или религиозному фактору, предполагает изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепенной сменой цивилизаций.

Слово «цивилизация» происходит от латинского «гражданский», «общественный». Этот термин используется для оценки степени и уровня культуры (например, античная, азиатская, европейская). В более широком смысле цивилизация рассматривается как определенная эпоха в историческом развитии общества.

Эта теория находится на начальной стадии своего развития. Ее главной задачей является поиск системообразующих признаков. Некоторые авторы в качестве этих признаков предлагают рассматривать циклы цивилизаций, поднимающих на новую ступень производительность труда. В соответствии с данной концепцией в общественном развитии выделяется семь цивилизаций:

§ Неолитическая, которая длилась 35 столетий.

§ Восточно-рабовладельческая – 20-30 столетий.

§ Античная – 12-13 столетий.

§ Раннефеодальная – 7 столетий.

§ Прединдустриальная – 4, 5 столетия.

§ Индустриальная – 2, 3 столетия.

§ Постиндустриальная – 2 века.

Последний вид цивилизации – постиндустриальный – по своей социально-общественной форме является смешанной социально ориентированной рыночной экономикой.

Цивилизационный подход лишен классовых условностей. В этом его достоинство. Вместе с тем следуя данному подходу, можно «вогнать» специфику развития разных стран и регионов в общую схему, лишив их самобытности и уникальности: в этом таится опасность цивилизационного подхода.

Согласно другой классификации, при которой используется критерий «степень индустриального развития общества», выделяет три экономические системы:

§ Индустриальная

§ Постиндустриальная

§ Неоиндустриальная, которая также еще имеет название «информационное общество».

Старая историческая школа:

Исходя из формулы трех факторов производства (предложенной еще Ж.Б. Сэем), выдвинув идею, согласно которой в процессе хозяйственного развития меняется значимость (и, соответственно, доля в национальном продукте) отдельных факторов производства, В. Рошер выделил в истории три больших периода:

- древнейший, когда главный фактор производства – земля;

- средневековый, когда значительным становится труд благодаря корпоративно-цеховой исключительности;

- новый, когда господствует капитал и благодаря ему происходит возвышение ценности земли, вытеснение ручного труда машинным и обострение противоположности роскоши и нищеты.

Б. Гильдебранд также придавал большое значение периодизации стадий хозяйственного развития. Но у него критерием разграничения стадий является развитость сферы обращения. На основании этого критерия им выделяются три стадии.

а) Натуральное хозяйство. Обмен либо вообще отсутствует, либо принимает формы бартера.

б) Денежное хозяйство. На этой стадии развития деньги становятся необходимым посредником при совершении обменных операций.

в) Кредитное хозяйство. А здесь прекращается использование денег при обмене, и их место занимает кредит. Эта стадия хозяйственного развития является высшей, поскольку в нем открываются максимальные возможности предпринимательства для «активных» людей: даже не имея своего капитала, человек может стать предпринимателем, взяв необходимые средства в кредит.

В. Зомбарт, рассматривая вопрос эволюции капитализма, выделил 6 основных типов капиталистических предпринимателей:

1) разбойники, особенно участники военных походов и заморских экспедиций ради добычи золота и экзотических товаров;

2) феодалы, коммерциализирующие свои земельные владения (продажа зерна, шерсти, горное дело);

3) государственные деятели, насаждающие торговые и промышленные компании;

4) спекулянты, оперирующие деньгами и ценными бумагами – ростовщики, банкиры, биржевые игроки, грюндеры (учредители акционерных обществ);

5) купцы, втирающиеся в доверие к лицам, которые облечены властью, и вкладывающие торговый капитал в процесс производства благ;

6) ремесленники – мастера и коммерсанты в одном лице.

В. Зомбарт считал характерными для ранних стадий капитализма («героической юности») три первых типа капитализма, душевный настрой которых определялся агрессивным авантюризмом, наслаждением жизнью как завоеванием. Но затем на первый план выходят «мирные» типы предпринимателей, особенно фабриканты с иными способностями – искусством достигать соглашения со своими поставщиками, рабочими и клиентами, чувством долга и умением «считать и копить».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: