Реструктуризация предприятий

Современное предприятие как целостный организм — это:

организационно-правовая структура;

имущественный комплекс;

производственный комплекс;

структурированный финансовый объект;

социально-организационный комплекс.

В условиях переходной экономики неэффективность функционирования организаций порождается неотработанностью механизма государственного регулирования и низким уровнем менеджмента организации.

Понятие «реструктуризация» как процесс комплексного изменения методов и условий функционирования организации появился относительно недавно. Однако и в эпоху административно-плановой экономики процессы реформирования, реорганизации, изменения методов функционирования, как отдельных организаций, так и целых отраслей народного хозяйства постоянно использовались.

В специальной литературе нет единого толкования данных терминов, но процессы изменений в организациях в порядке их усложнения рассматриваются в следующем порядке: реорганизация – реформирование – реструктуризация.

В узком смысле под реорганизацией понимается преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия.

Законодательство регистрирует процессы и процедуры реорганизации предприятий и организаций. Так, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации реорганизацией называется перестройка, переустройство юридического лица (лиц), которая означает прекращение деятельности конкретного юридического лица без ликвидации дел и имущества с последующей государственной регистрацией нового юридического лица.

Реорганизация предприятия проводится в следующих случаях:

- при признании предприятия банкротом, а структуры его баланса неудовлетворительной. Реорганизационные процедуры при банкротстве включают внешнее управление имуществом должника и санкцию;

- с целью повышения эффективности работоспособного (платежеспособного) предприятия. Реорганизационные процедуры проводятся по инициативе юридических лиц;

- принудительно по решению федеральных антимонопольных органов в случае, когда коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, занимают доминирующее положение и совершили два и более нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с законодательством реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Формами реорганизации согласно ГК РФ являются: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. ГК РФ и законом РФ «Об акционерных обществах» предусмотрено обеспечение нрав кредиторов в случае реорганизации юридического лица.

Необходимыми этапами реорганизации являются оформление передаточных актов и разделительных балансов. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Решение о реорганизации предприятия и конкретная программа мероприятий принимаются собственником предприятия (для государственных унитарных предприятий — уполномоченным органом исполнительной власти, для иных коммерческих организаций — общим собранием их участников или учредителей).

Реорганизация предприятия предполагает проведение комплекса мероприятий, причем условия и порядок выполнения некоторых из них определены действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами. Остальные мероприятия носят индивидуальный для данного предприятии характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реорганизации предприятия, с учетом особенности его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.

Под реформированием традиционно понимают изменение принципов действия предприятии, способствующее улучшению управления повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.

На государственном уровне разработаны Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций и ряд методических документов, включая Типовую программу реформы предприятия. Под реформой предприятий понимается, во-первых, изменение принципов их действия, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижения издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а во-вторых, меры государственной поддержки указанных изменений.

Задачами реформирования предприятия являются:

- защита прав участников (учредителей);

- четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

- создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;

- создание эффективного механизма управления предприятием;

- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;

- повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

К основным направлениям реформирования предприятий в соответствии с Типовой программой относятся следующие:

· выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);

· инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;

· рыночная оценка активов предприятия4) анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;

· формирование стратегии развития предприятия;

· подготовка и переподготовка кадров;

· анализ положения предприятия на рынке;

· анализ существующих сетей сбыта продукции;

· анализ существующей системы снабжения;

· экономический анализ ассортимента выпускаемой продукции;

· анализ финансового состояния и эффективности финансового управления;

· анализ сильных и слабых сторон предприятия.

В дополнение к перечисленным направлениям реформирования предприятий, рекомендованным Минэкономразвития России, необходимо в современных условиях анализировать параметры конкуренции на рынках, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности кадров, комплектующих изделий, оборудования, технологий, выпускаемой продукции, систем управления и организации в целом. Это главное направление реформирования.

Понятие «реструктуризация» отличается от понятия «реформирование» тем, что, па наш взгляд, реформирование осуществляется по инициативе, под руководством и при всяческой поддержке вышестоящей организации, а реструктуризация осуществляется организацией самостоятельно, по своей идеологии, на свои средства (еще спонсоры могут помочь).

Также понятие реструктуризация понимают как выделение бизнес-единиц, которые наделяются имуществом и самостоятельным балансом, но работ позволяет сохранить целостность и преимущества крупной фирмы. Второй вариант реструктуризации и сохранения единой фирмы — это создание дочерних предприятий с юридическим лицом, но с долей капитала материнской фирмы, позволяющей сохранить влияние в сфере управления и финансов. Возможен вариант сложной реструктуризации хозрасчетных отношений.

Существует несколько терминов, характеризующих изменения, происходящие на предприятии: реорганизация, реформирование, реструктуризация, реинжиниринг бизнеса. Выше мы рассмотрели нормативно-законодательный аспект данных понятий, теперь покажем их с экономической точки зрения.

Реорганизацию можно охарактеризовать как изменения организационной и управленческой структуры фирмы при постоянстве финансово-экономических отношений.

Реформирование — преобразование экономических и финансовых отношений без изменения структуры.

Реструктуризация предполагает и то, и другое как процесс адаптации хозяйствующих субъектов к новым условиям функционирования на рынке. В современной мировой экономике, где все меняется быстрыми темпами, постоянным является лишь изменение. Этот тезис отражает необходимость реструктуризации и восприятие ее как постоянного процесса.

Реинжиниринг бизнеса — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов с целью улучшения финансового положения предприятия.

В рыночной экономике каждое предприятие сталкивается с постоянно меняющимся и полным противоречий внешним окружением. В такой ситуации управление предприятием требует сознательных опережающих действий с учетом:

собственных финансовых, трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов;

существующих и ожидаемых условий внешнего окружения;

стратегической цели и задач предприятия.

От безошибочного выбора стратегии и процедуры реструктуризации зависят конкурентоспособность предприятия и возможности развиваться в своей рыночной нише. Конкурентоспособная позиция тем сильнее, чем лучше фирма сумеет предвидеть свое будущее и управлять неизбежными постоянными изменениями.

Выделяют три стратегии реструктуризации – активную, пассивную и смешанную. Активная состоит в принятии опережающих действий, направленных на стимулирование и содействие новым бизнес-единицам, которые могут заменить бесперспективные сферы деятельности. Традиционная означает замедление необходимых преобразований с целью смягчения социальных последствий высвобождения персонала неэффективных производств. Суть смешанной стратегии реструктуризации состоит в равноправной и параллельной реализации действий при заинтересованности в создании новых видов продукции и смягчении социальных последствий от закрытия устаревших производственных подразделений.

Успех процесса реструктуризации зависит от ее подготовки и осуществления. Этапы реструктуризации следующие: выполнение стратегического анализа, разработка цели и программы, график и порядок выполнения.

Стратегический анализ необходим для подтверждения или опровержения прежних, а также определения будущих направлений и целей деятельности. Он осуществляется в виде внешней и внутренней диагностики.

Данные стратегического анализа используются для разработки стратегии предприятия и программы реструктуризации. Универсальной модели реструктуризации не существует. Проект реструктуризации для каждого предприятия является индивидуальным. Основная цель реструктуризации — эффективная работа предприятия в изменяющейся рыночной ситуации. Основной метод достижения цели — осуществление принципов коммерческого расчета.

Успех реструктуризации зависит от многих условий. Важнейшие из них:

глубокое изучение текущего состояния субъекта хозяйствования;

открытость и прозрачность информации о действительных проблемах и трудностях при их решении;

наличие ясной, конкретной и понятной для восприятия цели реструктуризации;

осознание всеми партнерами сложности и продолжительности процесса преобразований.

Наиболее распространенным вариантом реструктуризации является создание акционерной материнской фирмы, образующей систему внутренних центров ответственности и сеть дочерних фирм;

Вариант разукрупнения акционерной материнской фирмы основан на реализации многоорбитной схемы разукрупнения. Таким образом, создается единое правовое поле, основанное на договорных отношениях с центральным офисом материнской компании. По тесноте связей с руководством предприятия положение всех структурных единиц можно рассматривать как своеобразные орбиты, расстояние которых от центра, а следовательно, и номер орбиты тем больше, чем больше их хозяйственная самостоятельность.

На первой орбите выделяются те цеха и отделы со всеми характерными для них взаимосвязями, которые не являются хозрасчетными и выполняют работы в соответствии с заданиями руководства предприятия при фиксированном, как правило, фонде оплаты труда.

На второй — хозрасчетные единицы, финансируемые за счет предприятия, но имеющие некоторые элементы хозяйственной самостоятельности, например, право самостоятельного начисления вознаграждений.

На третьей — центры финансовой ответственности — хозрасчетные подразделения, финансируемые за счет разницы между ценой реализации произведенных подразделением товаров или оказанных услуг и величиной издержек, связанных с функционированием подразделения. Они имеют возможность реализации в основном готовой продукции, могут быть организованы в виде бизнес-единиц подразделений, способных выполнять многие функции отдельного юридического лица: от заключения договоров с поставщиками и покупателями до начисления и уплаты налогов, но не выделенных из материнской компании.

На четвертой – дочерние фирмы с сильными взаимосвязями и участием основной (материнской) компании в капитале, являющиеся юридическими лицами, но обязанные выполнять указания материнского предприятия, обусловленные преобладающим участием в уставном капитале.

На пятой – фирмы со слабыми взаимосвязями и участием основной (материнской) компании в капитале, не обязанные выполнять указания материнской компании, имеющей незначительное участие в их уставном капитале.

На следующих орбитах выступают фирмы, в уставном кали-тале которых имеется не только доля материнской компании, но и доля других хозяйственных организаций. При этом фирмы одновременно находятся на соответствующих орбитах и других организаций. Возникает так называемое пересечение орбит. Например, на шестой орбите – самостоятельные предприятия, работающие в основном в кооперации с материнской компанией на основе договорных отношений. На седьмой орбите – самостоятельные предприятия, работающие в основном в кооперации с другими хозяйственными организациями на основе договорных отношений.

Такое модельное представление схемы разукрупнения обусловлено прежде всего готовностью традиционных подразделений фирмы к процессу разукрупнения. Орбитная модель предлагает сосуществование в границах одной бизнес-системы как подразделений, пока не тронутых процессом преобразования (первая и вторая орбиты), что обусловлено наличием в составе фирм ряда вспомогательных и обеспечивающих служб, вовлечение которых в процесс преобразований желательно не форсировать, так и подразделений, получивших различную степень свободы (третья орбита), и даже частей фирмы, выведенных за ее границы в виде самостоятельных юридических лиц (орбиты с четвертой по седьмую).

Широкая палитра возможностей позволяет разработать различные стратегии реорганизации предприятия, повысить управляемость процесса разукрупнения за счет исправления наиболее часто встречающихся ошибок (таких, как, например, создание новых юридических лиц из подразделений компании, не готовых к этому уровню самостоятельности).

Околофирменное интеграционное пространство формируется не только за счет предприятий, вышедших из недр материнской компании, но и за счет внешних предприятий, привлекаемых в это пространство с помощью мер интеграционной стратегии предприятия. Это создает надлежащий уровень конкуренции и обеспечивает благоприятные условия функционирования предприятия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: