Бюджетная система и бюджетное устройство
Бюджетная система – это совокупность всех видов бюджетов страны, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.
Существует закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ» (1991 г.), по которому бюджетная система включает:
- федеральный бюджет;
- бюджет субъектов Федерации, территориальных образований, и т.д.;
- местные бюджеты.
Бюджетная система основана на следующих принципах:
1. Принцип единства бюджетной системы РФ, который означает единство правовой базы, денежной системы, принципов бюджетного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, который означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме.
3. Принцип самостоятельности бюджетов, который означает право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов др.;
4. Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также обязательную открытость для общества и средств массовой информации.
5. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Свод бюджетов называется консолидированным бюджетом. Он используется для свода статистических показателей и для анализа бюджетной системы. На каждой территории составляется свой свод бюджетов.
Бюджетные отношения между центром и регионами называются бюджетным федерализмом.
Все доходы и расходы бюджета располагаются по единой бюджетной классификации, это систематизация доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Государство имеет финансовые взаимоотношения с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, и эти взаимоотношения называются бюджетными. Они имеют объективный характер, т.к. государство должно иметь определенную часть НД для обеспечения общегосударственных мероприятий, расширенного производства, социальных потребностей, обороны страны и управления государством.
Создается бюджетный фонд, размеры которого зависят от уровня развития экономики, поставленных социальных задач, создания резервных фондов, обслуживания государственного долга.
Государственный бюджет – основной финансовый план государства, который составляется на текущий год и имеет силу закона, утверждается парламентом, а затем президентом.
Бюджет является самостоятельной экономической категорией.
Основные функции бюджета:
- перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение государственной политики;
- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Сущность государственного бюджета реализуется через распределительную, регулирующую и контрольную функции.
Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (межотраслевое, межтерриториальное – федеральный, республиканский, краевой, областной, сельский и поселковый).
Из средств государственного бюджета осуществляется финансирование наиболее приоритетных направлений экономики, С помощью налогового и кредитного механизма государство регулирует экономические отношения в различных отраслях и секторах экономики. В этом заключается регулирующая функция бюджета.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет показывает, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений.