Костюм и орнамент
Орнамент (от латинского «ornamentum» - украшение) - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Его особое назначение - украсить поверхность предмета с помощью условного орнаментального языка.
Возникновение орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, рисунок клетки возник при выработке тканей на простейшем ткацком станке, спиралевидные витки получились при плетении веревок и т. п. Подобный характер орнамента принято называть техническим.
Затем в процессе исторического развития каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему символических орнаментов, по которой можно безошибочно определить время и страну, где была создана та или иная вещь. Фактически любой орнамент можно назвать символическим, т. к. орнаментальные мотивы, созданные человеком являются условно-символическими изображениями, которые обозначают какое-либо понятие, идею, явление. Например, в киргизском народном орнаменте до сих пор существуют законы сочетания элементов, пользуясь которыми мастера рассказывают целые повести (киргизский орнамент состоит из 173 основных символов, которые в сочетании с другими элементами составляют свыше 3500 орнаментальных сюжетов).
|
|
Специфика орнаментального языка способна донести до зрителя как конкретные образы, адекватные первоисточнику, так и изображения в виде абстрактных пластических образов, в виде системы символов. Подобная система, передающаяся из поколения в поколение, выражает соотношение материального и духовного мира, раскрывает национальный колорит народа. Всякий мотив из этой системы несет в себе определенную тональность и является хранилищем информации о том, что он изображает, открывая духовную сущность орнамента.
В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический; изобразительный (растительный, зооморфный, предметный и т. д.); комбинированный.
Геометрический орнамент (рис. 41, а) состоит из точек, прямых и пересекающихся линий, зигзагов, кругов, многогранников, спиралей и прочих фигур. Первооснова практически любой геометрической формы - это какая-то реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр - волна, круг - солнце и т. д.)
Растительный орнамент (рис. 41,6) состоит из стилизованных листьев, цветов, веток и т. п. Этот самый распространенный после геометрического орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других - предпочтение отдается стилизованно-обобщенной форме.
|
|
Зооморфный орнамент (рис. 41, в) изображает стилизованные фигуры реальных или фантастических животных. Иногда подобный орнамент называется звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.
Антропоморфный или человекообразный орнамент (рис. 41, г) в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.
Каллиграфический или шрифтовой орнамент (рис. 41, д) составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Такие стилизованные надписи украшают, например, среднеазиатские мечети, ювелирные украшения.
Комбинированный орнамент (рис 41, е) представляет собой, сочетание изобразительных мотивов, с одной стороны, и абстрактных форм, с другой. Нередки в орнаментах сложные комбинации мотивов разных видов, например геометрических и растительных (арабеска), геометрических и звериных (тетратология).
Некоторые исследователи называют орнамент «искусством ритма», подчеркивая повторяемость составляющих мотивов, видя в ритме основу «языка» орнамента. Другие не считают возможность принять ритмичность характерным признаком орнамента на том основании, что ритм присущ и другим видам искусства, например, скульптуре и архитектурным сооружениям. Но ритм и повторяемость - это один из основных и важнейших признаков орнамента.
Орнаментальное искусство является сложным и специфическим. Орнамент до сих пор не нашел своего четкого места в системе искусств, поскольку не правильно было бы сводить сущность орнамента к одной лишь функции украшения вещи. Орнамент не только оформляет поверхность, акцентируя внимание на той или иной ее детали, но и обогащает художественно-образный смысл изделия. Он обладает удивительной способностью перевоплощать реальные формы и предметы объективной действительности в орнаментальные изображения, придавая им новое образно-символическое содержание.
Орнамент сохраняет свой образный смысл даже в том случае, когда отделен от декорируемой поверхности предмета, например, при отдельной перерисовке мотива орнамента. Это говорит о том, что орнамент обладает относительной самостоятельностью (автономией) в художественно-образном отношении.
Вместе с тем известно, что орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства и чаще всего является неотъемлемой частью предмета, подчеркивая его архитектоническую особенность, следовательно, можно считать, что внесение орнамента в предмет является формой проявления синтеза в искусстве. Примером подобного синтеза может служить любой костюм из трикотажа с орнаментальными полотнами.
Рис. 41. Виды орнаментов |