Виды разрушений и критерии работоспособности подшипников скольжения
Граничная и полужидкая смазка — несовершенная смазка.
Виды смазки. Смазывание подшипников
Материалы
Материалы вкладышей должны иметь
· низкий коэффициент трения,
· высокую теплопроводность,
· достаточную износостойкость и сопротивляемость заеданию,
· высокую сопротивляемость хрупкому и усталостному разрушениям.
Металлические вкладыши изготовляют из
· бронз,
· баббитов,
· алюминиевых сплавов и
· антифрикционных чугунов.
· Применяют металлокерамические вкладыши, пористые, насыщаемые парами масла и способные долго работать без подвода смазочного материала.
Данные о материалах помещены в табл. П14 Приложения.
Для нормальной работы важно создать надежное смазывание подшипников.
При неподвижном вале на поверхности цапфы (см. рис. 11.1, а) и вкладыша должна сохраняться пленка смазочного материала; работа подшипника в этот момент происходит в условиях граничной смазки.
Вращающийся вал втягивает смазочный материал между цапфой и вкладышем и создает гидродинамическую подъемную силу, вал всплывает с увеличением скорости. Толщина масляной пленки увеличивается, условия смазывания улучшаются. Работа подшипника в этом случае происходит в режиме полужидкой смазки.
При дальнейшем возрастании скорости слой масла увеличивается и полностью перекрывает неровности поверхностей трения — возникает жидкостная смазка. Трение в этом случае минимальное, а изнашивание и заедание отсутствуют. Такой вид смазывания называют гидродинамическим.
Смазочные материалы бывают жидкими, пластичными, твердыми.
Для подвода смазочного материала к поверхностям скольжения во втулках и вкладышах выполняют отверстия 4 (см. рис. 12.1), связанные с осевыми и кольцевыми канавками. Смазочный материал может подводиться в подшипник принудительно (под давлением), самотеком и с помощью специальных приспособлений.
КПД одной пары подшипников скольжения 0,96...0,98.
Критерием работоспособности подшипников скольжения является износостойкость — сопротивление изнашиванию и заеданию.
Заедание возникает при перегреве подшипника: снижается вязкость масла; масляная пленка местами разрывается; возникает металлический контакт; образуются мостики микросварки; вырываются частицы материала.
• для валов больших диаметров;
• для высокоскоростных валов;
• для валов, работающих в условиях ударов и вибраций, в агрессивных средах;
• для коленчатых валов;
• в бытовой технике