Инструменты вывода данных
Одним из преимуществ компьютерных информационных моделей является возможность создания различных форм представления выходной информации, называемых отчетами. Каждый отчет содержит информацию, выбранную из таблиц и запросов. Удобство компьютерных отчетов заключается в том, что они позволяют сгруппировать информацию по заданным признакам и ввести итоговые поля подсчета записей по группам и в целом по всей базе.
Отчет является удобной формой представления информации для вывода на печать. Удобнее всего создавать отчет с помощью мастера, а корректировать с помощью конструктора.
- Бюджетные расходы: содержание, назначение и факторы роста. Национальные проекты
- Финансирование общегосударственных расходов и расходов на национальную экономику.
- Финансирование расходов на социальную сферу.
1. Бюджетные расходы: содержание, назначение и факторы роста. Национальные проекты
Для современного этапа развития общества характерны ускоренные темпы расширения социально-бытовой инфраструктуры. Многие отрасли социально-бытовой инфраструктуры предоставляют населению бесплатные услуги за счет общественных фондов потребления, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств. В России бюджетные ресурсы, направляемые на социально-культурные мероприятия, доводятся до населения в основном по каналам территориальных бюджетов. Таким образом, с ростом общественных фондов потребления связан рост объема этих бюджетов.
Главное назначение всех бюджетов - финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов, которая состоит из следующих основных блоков:
1) расходы на содержание органов управления;
2) расходы на правоохранительную деятельность;
3) расходы на поддержку отраслей сферы материального производства;
4) расходы на научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
5) расходы на жилищно-коммунальное хозяйство;
6) расходы на охрану окружающей среды и природных ресурсов;
7) расходы на содержание учреждений социальной сферы и социальную защиту населения;
8) расходы на обслуживание и погашение долга и долговых обязательств органов власти.
В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы подразделяются на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
Во всех звеньях территориальных бюджетов текущие расходы являются преобладающей частью.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных расходов на инвестиционные цели. Расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития, главные статьи расходов которого - строительство новых объектов, приобретение оборудования, финансирование проектно-изыскательных, землеустроительных работ и др.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
3) трансфертов населению, то есть бюджетных средств для финансирования обязательных выплат населению, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления;
4) ассигнований на осуществление отдельных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
5) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных расходов;
6) бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательств);
7) субвенций и субсидий физическим лицам и юридическим лицам;
8) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
9) бюджетных ссуд, дотаций, субсидий и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
10) средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства:
• на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
• перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
• трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
• командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
• оплату товаров, работ и услуг по заключенным или муниципальным контрактам;
• оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных и муниципальных контактов.
Средства бюджетов являются основным источником финансирования социально-бытовой инфраструктуры государства. Однако эти средства не могут обеспечить удовлетворение потребностей населения в услугах предприятий и учреждений сферы обслуживания. По уровню обеспечения населения услугами социально-культурных и коммунально-бытовых учреждений и организаций Россия отстает от развитых государств.
Для ликвидации таких отставаний, подтягивания фактических уровней обеспеченности до нормативных и уровней, достигнутых в передовых странах, необходимо пересмотреть структуру расходов консолидированного бюджета России и приоритеты направления использования ресурсов, существенно увеличить долю средств, направляемых на жилищно-коммунальное и социально-культурное строительство, повышение норм расходов в бюджетных учреждениях. Все это приведет к росту расходов территориальных бюджетов, объем которых следует существенно увеличить.
Необходима перестройка в области финансирования социально-культурных учреждений. Сложившаяся за многие десятилетия система бюджетно-сметного финансирования учреждений непроизводственной сферы имеет существенные недостатки. Главный из них заключается в том, что финансирование этих учреждений слабо увязано с конечными результатами их деятельности. Это приводит к низкой экономической ответственности работников за количественные и качественные показатели работы, к неэффективному использованию средств, снижению социального эффекта от осуществления мероприятий.
Как показывает практика, размер местных бюджетов, за счет средств которых в основном финансируется социальная сфера, не отвечает возросшим потребностям и развитию местного хозяйства. Обследования местных бюджетов и учреждений социально-сбытовой инфраструктуры показывают, что значительно возросли хозяйственные расходы. Этот рост связан с возрастанием затрат на отопление, электроэнергию, техническое обслуживание, а также с ростом цен.
Планирование материальных и финансовых ресурсов, основанное на недостаточно разработанных нормативах, нередко приводит к субъективным оценкам и решениям в распределении средств. Определение же планируемых расходов по уровню, достигнутому в прошлом году, не исправляет сделанных ранее просчетов и не содействует выравниванию уровней развития регионов. В результате в отдельных регионах существуют различия в уровне социально-сбытовой инфраструктуры, а следовательно, и в обеспечении населения коммунально-бытовыми и социально-культурными услугами.
Национальные проекты. Важным фактором роста бюджетных расходов стали Национальные проекты в социальной сфере.
Неудовлетворительное состояние социальной сферы и сельского хозяйства в стране стало тормозом экономического и социального развития государства. 5 сентября 2005 г. Президент РФ объявил о четырех стратегических государственных приоритетах социально-экономического развития страны на ближайшие годы. В числе этих приоритетов были определены: развитие системы здравоохранения, образование, решение задач в жилищной сфере, развитие агропромышленного комплекса страны.
В целях координации хода реализации этих проектов при Президенте РФ был сформирован Специальный совет, а в правительстве назначен заместитель Председателя Правительства - ответственный за выполнение проектов.
Проекты рассчитаны на шесть лет: подготовительный год (2005 г.); первый этап (2006-2007 гг.), второй этап (2008-2010 гг.).