ТЕМА 13: НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
1. Финансовая система и ее структура
2. Сущность и экономические функции налогов
3. Дефицит государственного бюджета и его причины
4. Фискальная политика государства
Финансы рассматриваются как составная область денежных отношений, обслуживающих экономические связи работников, хозяйственных единиц с государством и друг с другом.
Финансовую систему представляют бюджеты различных организаций. Главным из них является государственный бюджет. Его дополняют бюджеты субъектов федерации (там, где существует федеративное государство), местные бюджеты, внебюджетные фонды. Денежные ресурсы указанных бюджетов формируются главным образом за счет отчислений от доходов, полученных от предприятий и населения. Поэтому финансы предприятий, организаций и домохозяйств также включаются в финансовую систему.
Государственные финансы - важнейшая часть финансовых отношений общества. Они связаны с формированием и использованием государственных денежных фондов.
|
|
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - годовой план доходов государства и его расходов. Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основным поступлением в госбюджет является подоходный налог с населения, т.е. с физических лиц (до 80%). Расходная часть государственного бюджета в странах с развитой рыночной экономикой предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры.
Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В федеративных государствах, в том числе и в России, есть еще одно звено - бюджеты субъектов федерации. Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Последние охватывают широкую группу местных налогов, местных субсидий, специальных фондов.
Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных, налогов. Кроме них, собираются иные налоги, административные сборы и местные налоговые лицензии. Между государственными и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов.
Особое финансовое звено образуют специальные правительственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Они отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды государственного социального страхования, различные целевые фонды, государственные и смешанные финансовые учреждения.