Основные подходы к разрешению конфликтов
Традиционно выделяют три общих подхода к разрешению конфликтов:
Подход с позиции силы - состоит в том, что одна (или несколько) сторон подавляется за счет перевеса другой в силе. Это может быть физическая сила, численное превосходство, деньги или деловой статус и т.д. Такой подход дает быстрое решение проблемы и обеспечивает достижение результата.
При этом подход с позиции силы:
· нарушает отношения и порождает желание отомстить;
· требует много ресурсов и может привести к их истощению; в случае изменения баланса сил – к проигрышу;
· провоцирует применение негуманных, а порой и нечестных, способов борьбы;
Подход с позиции права – это может быть применение закона в суде, арбитраже или третейском суде, каких-либо инструкций, нормативов, правил. Кроме того, этот подход может включать в себя и оказание давления, используя процедуру исполнительного производства, традиции делового оборота, профессиональные и этические стандарты.
|
|
Подход с позиции права:
· обеспечивает равенство сторон перед законом;
· более справедлив и предсказуем, основан на рациональных договоренностях;
· может использоваться если спорная ситуация явно подпадает под юридические нормы, а другие способы ее разрешения неэффективны;
· создает множество проблем во взаимоотношениях сторон урегулированного юридического конфликта (не исполнение судебного решения и т.п.).
Подход с позиции интересов – для того, чтобы разрешить спор, стороны стараются определить, что послужило основанием для возникновения спора и, по возможности, удовлетворить те интересы, которые были ущемлены.
Подход с позиции интересов:
· ориентирован не прямо на юридические законы, прецеденты и правила, а на справедливое разрешение спора с точки зрения того, что именно каждая из сторон понимает под справедливостью;
· облегчает разрешение спора между сторонами на основе переговоров с участием непредубежденного, нейтрального посредника
· обеспечивает достижение сторонами спора взаимоприемлемого соглашения, помогает восстановить или сохранить отношения.
- Выигрыш-проигрыш.
Сторона считает, что в результате конфликта обязательно должна выиграть, а другая должна оказаться в проигрыше (например, сторона обладает большой силой и с этой позиции действует в конфликте).
- Проигрыш-выигрыш.
Сторона считает, что проиграет в конфликте, а другая сторона выиграет (например, сторона чувствует, что физически и морально слабее другой стороны). Обычно вторая сторона идет на уступки, чтобы избежать для себя более тяжелых последствий завершения конфликта.
|
|
- Проигрыш-проигрыш.
Ситуация, когда стороны конфликта могут оказаться в проигрыше. Например, на определенной стадии конфликта в выигрыше оказывается одна сторона, а на последующей – другая. В результате стороны конфликта оказываются в определенном проигрыше - результат судебного разбирательства, которым не удовлетворены обе стороны и который из рассмотрения дела в первой инстанции переходит в длительную судебную тяжбу.
- Выигрыш-выигрыш.
Ситуация, когда стороны конфликта оказываются в выигрыше. При этом стороны идут на уступки друг другу, чтобы оказаться во взаимном выигрыше. Именно созданию такой ситуации и выработке способов достижения компромисса и сотрудничества способствуют альтернативные способы разрешения споров.
Реализуя указанные выше подходы к разрешению конфликтов, стороны прибегают к различным способам выхода из конфликта: насилие, разъединение, примирение. В процессе примирения может активно участвовать третье лицо.
Общая логика профилактики конфликта
Общая логика профилактики конфликта на этом этапе должна включать следующие действия со стороны его участников:
1) переговоры и договоренности относительно степени опасности предконфликтной ситуации и возможности возникновения конфликта в будущем;
2)сбор возможно более полной информации о сути и причинах создавшейся предконфликтной ситуации. Главная задача на этой стадии — выявление реальных интересов и целей сторон, которые могут привести их к конфликту;
3) выяснение степени вероятности и возможности бесконфликтного и безболезненного разрешения обнаруженных проблем;
4) разработку конкретных задач и действий по конструктивному разрешению предконфликтной ситуации, то есть решение имеющихся проблем, не доводя дела до конфликта.
Результаты управления конфликтом могут быть двух родов:
1) позитивные, или конструктивные, 2) негативные, или деструктивные.
Позитивный, или конструктивный результат успешно разрешенного конфликта может быть выражен в:
• разрядке эмоциональной напряженности;
• глубоком взаимопонимании сторон, их сближении, обеспечении информационно-связующего результата;
• росте производительности труда, стимуляции социальных изменений, прогресса;
• вскрытии имеющихся противоречий и определении путей их преодоления;
• увеличении возможностей переоценки прежних ценностей и норм;
• усилении взаимного доверия, терпимости членов данной группы, их сплоченности.