Требования к экскурсионному маршруту

1. Показ объектов следует проводить, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т.е. так называемых «петель»;

2. Наличие доступности объекта (площадки для его осмотра и благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств);

3. Переезд или переход между объектами не должен занимать более 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

ЭТАП 7. Объезд (обход) маршрута

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсии. При организации объезда (обхода) маршрута решаются следующие задачи:

1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;

2) уточнить место, где расположены объекты, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;

3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;

4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;

5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;

6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;

7) выбрать методику ознакомления с объектом;

8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

ЭТАП 8. ПОДГОТОВКА контрольного текста экскурсии

Текст экскурсии представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода на факты и события, которым посвящена экскурсия, в нем дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Виды тескстов: контрольный и индивидуальный.

Контрольный текст - тщательно подобранный и выверенный по источникам материал, который является основой для всех экскурсий по данной теме. В большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала и не отражает структуры экскурсии, не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого, по остановках, где происходит анализ экскурсионных объектов.

Контрольный текст экскурсии составляется творческой группой. Используя положения и выводы, содержащиеся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

Кроме материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

ЭТАП 9. КОМПЛЕКТОВАНИе «портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных материалов, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти материалы обычно находятся в папке или небольшом портфеле.

Задача «портфеля экскурсовода»:

• восстановить недостающие звенья при показе (объект не сохранился до наших дней, дать представление о первоначальном виде объекта, показать перспективу в будущем)

• дать зрительное представление об объекте (растения, минералы, механизмах путем показа подлинных образцов, их фотографий, макетов).

В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции, копии подлинных документов, рукописей, литературных произведений, макеты, муляжи и др..

Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме и используются в каждой экскурсии. Количество их не должно быть большим, так как в этом случае экскпонаты будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Наглядные экспонаты «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается карта с пояснениями или справочным материалом. Иногда объяснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

ЭТАП 10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ методических приемов проведения ЭКСКУРСИИ

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей:

а) отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа;

б) определение приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;

в) выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода;

ЭТАП 11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Эти указания относятся как к экскурсоводу так и к водителю и к экскурсантам.

В основном формулируются указания относительно:

• мест остановок транспорта и выходам для осмотра объектов;

• передвижение между объектами, его скорости;

• демонстрации материалов «портфеля экскурсовода»;

• использование пауз;

• соблюдение времени, отведенного на освещение подтем;

• организацию ответов на вопросы экскурсантов;

• о порядке соблюдения элементов ритуала;

• места экскурсовода при показе объектов и при передвижении группы.

Подробнее вопрос экскурсионной техники освещены в теме 5.


ЭТАП 12. Составление методической разработки

Методическая разработка - документ, определяющий, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Она дисциплинирует экскурсовода и должна: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии учитывать интересы определенной группы экскурсантов (Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики их проведения); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка оформляется следующим образом:

На титульном листе располагают данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения (печать и подпись)

1. На следующей странице выкладывают цели и задачи экскурсии, схему маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии. Список подтем.

2. Текст вступления, осовной части и выводов.

3. Технологическая карта (таблица из 7 столбиков объемом 6-12 страниц).

4. Материалы «портфеля экскурсовода», которые сопровождаются списком из порядковыми номерами и названиями экспонатов.

5. Карты объектов.

6. Список использованных источников.

Эффективность методической разработки зависит от правильного, точного и содержательного заполнения всех граф технологической карты экскурсии. Размер технологической карты - 6-12 страниц машинописного текста (объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и длиной маршрута). Фрагмент заполненной технологической карты по первой подтеме экскурсии «Улица Полтавский шлях - страницы истории известные и неизвестные» приведен в табл. 1. приложения.

В 1 графе «Участки маршрута экскурсии» указывается точка начала экскурсии и окончания I подтемы, далее по маршруту начало и окончания второй подтемы и т. д.

В 2 графе «Места остановок» указываются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Все записи в этой графе следует делать максимально точно указывая географические местоположения остановок.

В графе 3 «Объекты показа» перечисляют те объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, поселок, а при их расположении вдали - видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др..). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь

Графа 4 «Продолжительность экскурсии». Время, указываемое в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ объектов, рассказ экскурсовода и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение возле объектов и между объектами.

Графа 5 «Наименование подтем и перечень основных вопросов». Указывается подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы.

Графа 6 «Организационные указания». В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии», и рекомендации, разработанные на 11 этапе подготовки экскурсии.

Графа 7 «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, дает указания по применению методических приемов. Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации к показу материалов «Портфеля экскурсовода» (Этап 10).

ЭТАП 13. СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕКСТА

Основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно, опираясь на контрольный текст. Это определенным образом облегчает работу каждому экскурсоводу, поскольку над контрольным текстом работала творческая группа наиболее подготовленных экскурсоводов, и экскурсовод, который готовит новую для себя тему, не сумеет добиться того, что до него было сделано коллективными усилиями. Однако, ознакомление с контрольным текстом возможно только после того, как предыдущая работа экскурсовода над новой темой будет закончена (сбор, изучение и первичная обработка материала), подробнее о подготовке экскурсовода к новой теме экскурсии рассматривается в теме 6.

По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. А это значит, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают «стандартные». Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом. Естественно, что все экскурсоводы, находясь у одного объекта, будут говорить то же самое. Проводя анализ того самого зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают то же. В этом смысл контрольного текста как эталона.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается отдельной подтеме. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи «исполнителя», отличается степенью эмоциональности, использованием различных приемов показа и рассказа, одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах.

Стремление к живости подачи материала на экскурсии не должно вести к попыткам развлекать экскурсантов. При решении вопроса о сочетании на экскурсии элементов познавательных и развлекательных дело должно быть решено по формуле: максимум познавательного минимум развлекательного.

В экскурсиях могут быть использованы только легенды.

Текст следует писать от первого лица, и выражая свою индивидуальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: