Методы контроля делятся на:
1) методы устной проверки;
2) методы письменной проверки;
3) методы программированной проверки;
4) методы тестовой проверки;
5) метод проверки с помощью ТСО.
В системе контроля знаний, умений и навыков выделяются 4 этапа:
1) контроль в начале учебного года результатов повторения основных тем предыдущего года обучения;
2) контроль в процессе работ над новыми темами;
3) контроль знаний изученных тем;
4) контроль в конце полугодия или года после повторения разделов.
Необходимо помнить, что контроль должен осуществляться систематически, на всех этапах урока любого типа.
1. Самым распространенным методом устной проверки знаний является устный опрос. Он может быть индивидуальным и фронтальным. Для эффективности его проведения нужна хорошо продуманная система вопросов, которые бы ориентировали учащихся не только на воспроизведение, репродукцию знаний (вопросов, которые предваряются словами типа: «назови», «перечисли» и т. д.), но и на обоснование, доказательство высказанных положений (Как изменяются причастия? На какую часть речи похоже изменение причастий? При помощи каких средств выражают причастия значение времени? По этому признаку к какой части речи относятся причастия?), определение характерных классификационных признаков изучаемых частей речи (Существительные по родам делятся; одни из них относятся к мужскому роду: гнев, экскаватор, труженик, другие – к женскому: боль, пыль, собака, третьи – к среднему: поле, солнце. А прилагательные?).
|
|
Вопросы продумываются учителем заранее. Ответ учащихся должен соответствовать следующим требованием:
• Полнота, правильность, выразительность ответа;
• Степень осознанности, понимание изучаемого;
• Речевое оформление ответа.
Нормы оценок устного ответа определены утвержденным Министерством образования РБ нормативным документом.
К методам устной проверки относятся также устный анализ языкового материала (с точки зрения фонетики, лексики, состава слова и словообразования, грамматики, стилистики, орфографии и пунктуации); устный самостоятельный подбор примеров для иллюстрации теоретического материала; устное редактирование, рецензирование; устное преобразование, конструирование по заданной модели и др.
2. Методами письменной проверки являются:
• диктанты;
• изложения;
• сочинения.
Традиционным методом контроля знаний, умений и навыков по орфографии, грамматике и пунктуации является диктант в его разновидностях (словарный, творческий, свободный, контрольный). Для диктанта целесообразно использовать связные тексты средней трудности. В тексте контрольного диктанта должны быть орфограммы и пунктограммы на изучаемые правила, усвоение которых проверяется (на каждое правило 2—3 случая), орфограммы и пунктограммы на ранее изученные правила (не менее 2—3 случаев). В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм программой по русскому языку определяется так:
|
|
Класс | Число видов орфограмм | Число видов пунктограмм |
V | 2—3 | |
VI | 3—4 | |
VII | 4—5 | |
VIII | ||
IX |
В тексте диктанта должно быть минимальное количество слов с орфограммами, которые еще не изучались. Объем диктанта (учитываются как знаменательные, так и служебные слова) определен программой следующим образом:
Класс | Количество слов | |
I' | II2 | |
V | 90—100 | 70—80 |
VI | 100—110 | 80—100 |
VII | 110—120 | 100—110 |
VIII | 120—140 | 110—130 |
IX | 140—170 | 130—160 |
В каждом классе, кроме V, до конца первой учебной четверти сохраняется объем текста письменной работы, рекомендованный для предыдущего класса, а в V классе — на протяжении первого полугодия.
В диктанте с дополнительным заданием количество слов уменьшается примерно на 10.
В старших классах количество слов в диктантах составляет: в X — 170—190, в XI — 190—210.
Диктант оценивается, исходя из следующих нормативов:
Методами письменной проверки знаний, умений и
навыков являются письменные ответы на вопросы, требующие сравнения, обоснования, обобщения, все виды письменного языкового разбора (фонетический, словообразовательный, грамматический, стилистический), письменные анализ учебного материала, конспектирование,
тезирование, составление плана сообщения на лингвистическую тему, составление словосочетаний, предложений и т. д.
Ведущее место в системе письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся занимают сочинения и изложения. Они проводятся в соответствии с требованиями программы, изложенными в разделе «Связная устная и письменная речь». С помощью сочинений и изложений, как указывается в программе, проверяются две группы умений и навыков: 1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии со стилем, темой, задачей высказываний; 2) соблюдение грамматических норм и правил правописания. Для контрольных изложений для каждого класса программа устанавливает определенный объем текста:
Количество слов | ||||
Класс | I1 | II2 | ||
V | 100—150 | 80—120 | ||
VI | 150—200 | 120—180 | ||
VII | 200—250 | 180—220 | ||
VIII | 250—300 | 250—350 | ||
IX | 350—450 | 350—450 | ||
В первом полугодии в V классе по русскому языку в школах с белорусским языком обучения проводятся только обучающие изложения, которые оцениваются по нормам для четвертого класса.
Тексты итоговых контрольных изложений в VIII—IX классах могут быть несколько увеличены (примерно до 50 слов) по сравнению с данными нормами.
Рекомендуется следующий примерный объем самостоятельных классных сочинений: V класс — 0,5—1,0 страницы; VI класс—1,0—1,5; VII класс — 1,5—2,0; VIII класс — 2,0—3,0; IX — 3,0—4,0.
В связи с усложнением тематики сочинений в X—XI классах увеличивается и их объем: в X классе — до 5, а в XI классе — до 6 страниц.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от характера темы и ее раскрытия, от стиля и жанра, от общего развития учащихся, от интереса к описываемому, темпа письма и т. д. Однако если объем сочинения в полтора – два раза меньше или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или повысить оценку (кроме выставления оценки «5»).
Творческие работы (сочинение и изложение) оцениваются двумя оценками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность.
|
|
Обе оценки считаются по русскому языку и ставятся в одну графу (5/5, 4/4, 3/3), за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речевое оформление) ставится в графу по литературе, а вторая (за соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм) – в графу по языку.
3. Методы графической проверки – составление и дополнение
обобщающих таблиц, составление по схемам предложений,
словосочетаний, слов; графический диктант.
Графический диктант проводится при повторении и обобщении пройденного материала. Например, при обобщении темы «односоставные предложения» учащимся предлагается заполнить заранее составленную таблицу, в которой записана лишь одна половина с типами односоставных предложений:
- определенно-личные;
- неопределенно-личные;
- безличные;
- назывные.
Вторую половину учащиеся заполняют в ходе чтения текста. Диктант моно разнообразить, в том числе предлагать в качестве домашнего задания.
Результативными методами графической проверки знаний, умений и навыков учащихся являются: составление и заполнение обобщающих таблиц, составление рассуждения на лингвистическую тему по таблице, составление слова, словосочетания, предложения по данным схемам, перестройка предложений по схемам, различные диктанты с графическими заданиями (графический диктант) и др. Например, после изучения темы «Состав слова и словообразование» учащимся VI класса можно предложить составить таблицу, иллюстрирующую способы словообразования.
Суффиксальный | брат | братский |
Приставочный | читать | прочитать |
Приставочно-суффиксальный | стол | застольный |
С нулевым суффиксом | синий | синь |
Сложения | пар и возить | паровоз |
С целью проверки написания безударных гласных в корне учащиеся заполняют следующую таблицу:
Проверяемые ударением | Не проверяемые ударением | Чередующиеся |
Знания грамматической теории также можно проверить с помощью таблицы. Например: используя таблицу образования страдательных причастий прошедшего времени, ответьте письменно (устно) на вопросы, помещенные под таблицей.
|
|
Глаголы (совершенного и несовершенного вида, переходные) | Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени | Страдательные причастия прошедшего времени |
рассказал сеял | Инн- | расказанный сеянный |
вымыл колол | -т- | вымытый колотый |
изучат вывез | -енн- | изученный вывезенный |
решат | -ённ- | решённый |
1. От какой основы глагола (настоящего, прошедшего времени) образуются страдательные причастия прошедшего времени?
2. От глаголов какого вида образуются страдательные причастия прошедшего времени? Переходные эти глаголы или непереходные?
3. С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени?
Работая над содержанием, данным в таблице, учащиеся составляют рассуждение на лингвистическую тему, т. е. развернутый ответ по грамматике.
При организации итогового обобщающего повторения раздела «Синтаксис и пунктуация» в V классе можно предложить следующее задание
Покажите графически условия постановки запятой.
Ответ выглядит примерно так:
а) О,....; б)..., О,...?; в)..., О! (обращение).
а) Дмитрий Николаевич, я вас нисколько не понимаю
(И. Тургенев);
б) Вкусны ли, милая, слёзы солёные с кислым квас-
ком пополам?.. (Н. Некрасов);
в) Узнаю тебя, жизнь!.. (А. Блок).
О, О... (однородные члены).
Бежит, струится маленький ручей (С. Есенин).
а) _____ ======, _____ ======;
б) _____ ======, и (а, но, да) ____ ======;
в) _____ ======, что (когда, чтобы, если) ____ ======
(сложные предложения). (Схемы даны исходя из грамматической основы.)
а) Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт (А. Пушкин);
б) В темнице там
царевна тужит,
А бурый волк
ей верно служит (А. Пушкин);
в) Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало (А. Фет).
Графический диктант проводится при повторении и обобщении пройденного материала. Например: учащимся VIII класса предлагается диктант с заданием: составить таблицу односоставных простых предложений.
Перед записью текста диктанта ученики составляют примерно такую таблицу (без примеров):
Типы простых предложений с одним главным членом | Примеры | |
Личное Безличное Неопределенно-личное Назывное | Я иду завтра проводником в горы. С утра морозит. В садах окапывают деревья. Вечер. |
В ходе чтения текста учащиеся выявляют предложения того или иного вида и заполняют графу таблицы «Примеры». Или: учащиеся записывают диктуемое предложение, а после этого определяют его вид и делают соответствующую запись во второй графе (указывая, по требованию учителя, номер параграфа или пункта, где о предложениях такой структуры говорится).
В различных разновидностях графический диктант
как метод контроля используется при изучении всех пройденных разделов курса русского языка. Так, учитель подбирает текст для закрепления правописания о—а в корнях -лаг- – -лож-, -гор------------ – -гар-, -кос- – -кас-; читает текст; учащиеся во время чтения выписывают слова с этими корнями и графически объясняют правописание гласных в корнях: загореть, горит, предполагать, предположение, касаться, коснуться.
Организация такой работы может иметь разнообразные варианты; диктант может выполняться не только в классе, но и в качестве домашнего задания.
4. Методы программированного контроля. Такой контроль
осуществляется с помощью алгоритмов и перфокарт.
Перфокарта – лист плотной бумаги, на лицевой стороне которого напечатан текст упражнения. На месте, где нужно вставить букву или
знак, прорезаются отверстия. Под перфокарту подкладывается чистый лист бумаги.
Алгоритмы помогают проверить знания языкового материала и навыки логического мышления. Учащиеся не только вставляют буквы или знак, но и доказывают свое мнение при помощи алгоритмической схемы.
Программированная проверка позволяет регулярно, с небольшой затратой времени контролировать усвоение знаний всеми учащимися, обнаружить пробелы и вовремя оказать необходимую помощь. Осуществляется программированный контроль на основе перфокарт, перфоконвертов, алгоритмов.
Перфокарта – это лист плотной бумаги, перфоконверт – это сложенные вдвое листы плотной бумаги (из тетради для рисования); на лицевой стороне напечатан на машинке или написан от руки текст упражнения. На месте, где нужно вставить букву, морфему, слово, знак препинания, прорезаны отверстия. В перфоконверт закладывается, под перфокарту подкладывается лист чистой бумаги. Приведем образцы.
1. Вписать пропущенные буквы. Р..бята, в..тер, мор.., и..ку..тво, ко..ектив, р..днич..к.
2. Вписать пропущенные буквы и слова.
Разр..зая ноем воды,
ходят в мор.. ….
Дую.. ветры яро..ны..,
гонят ло..ки пару..ны.. (В. Маяковский).
3. Дописать личные окончания глаголов.
ты пиш.. | ешь | мы вар.. | им |
ты прыга.. | ешь | он стел.. | ет |
они гуля.. | ют | ты жив.. | ёшь |
он вид.. | ИТ | ты обид.. | ишь |
они хвал.. | ят | ты хоч.. | ешь |
он слыш.. | ИТ | они хот.. | ят |
ты раду.. | ешься | они дыш.. | ат |
4 Подобрать приставку (с-, из-, раз-, рас-, без-, бес-).
с | .. держать | из | .. готовить |
раз | .. глядеть | с | .. готовить |
без | .. домный | рас | .. пахать |
с | .. делать | бес | .. шумный |
бес | .. сонный | ис | .. править |
бес | .. печный | из | .. носить |
Перфоконверты используются так же, как обычные карточки. Конечно, работа с перфокартами не может заменить письменных и других контрольных работ.
Работа со схемами алгоритмического характера помогает учителю проверить не только знания лингвистического материала, но и навыки логического мышления. Например, в задании требуется определить написание е или и в глагольных окончаниях: запомн..те, улета..те, подход..те и т. д. Ученики должны не просто вставить нужную букву, а доказать ее написание алгоритмически.
2-е лицо мн. числа
Е или И?
Определи наклонение глагола
Повелительное Пиши всегда -ите Запомните. | Изъявительное Определи спряжение I спр. II спр. Пиши Пиши -ете -ите Улетаете. Подходите. |
5. Методы тестового контроля. Тесты в настоящее время стали одним из самых популярных методов контроля. Тест представляет собой совокупность заданий, на которые нужно дать краткие, однозначные ответы, выбрав их ряда предлагаемых вариантов.
Тесты могут быть применены как для тематической, так и для итоговой проверки.
Для тематической проверки знаний применяется набор тестовых заданий разных типов, которые охватывают основные вопросы темы.
Для итоговой проверки подбираются задания из разных разделов: орфография, пунктуация, культура речи и т.п.
Тест (англ. test – испытание, экзамен) в школьной практике – совокупность заданий, на которые необходимы краткие, однозначные ответы, выбор правильного ответа из ряда предполагаемых.
Для тематической проверки знаний применяется набор тестовых заданий разных типов, которые охватывают основные вопросы темы. При выполнении такого рода тестового задания используются различные методы: группировка и подбор материала, анализ учебного материала, фонетический, лексический, грамматический разбор, конструирование словосочетаний и предложений, составление синонимических грамматических конструкций, редактирование и т. д.
Приведем пример тестового контрольного задания по теме «Наречие».
I. По значению наречия делятся на разряды:
1) наречия...
2) наречия...
3) наречия...
4) наречия...
5) наречия...
6) наречия...
II. Рядом с каждой группой наречий (справа в скобках) поставьте цифру, отвечающую типу этой группы.
Вовсе, немного, вдвое (); здесь, везде, дома, вверх (); бегом, пешком, вмиг, никак (); вчера, ныне, потом, смолоду (); спросонок (); нарочно, специально, заинтересованно ();
III. Наречия образуются следующими способами:...
IV. С двумя нн пишутся наречия, которые...
V. Отдельно от наречия не пишется... Например:...
VI. Не с наречиями пишется отдельно только тогда, когда...
VII. В наречиях с приставкой по пишем в конце букву и, если...
Примеры:...
VIII. Образуйте наречия от таких слов:
глубокий — новый — первый — всем — | третий — волчий — человеческий — удобный — |
IX. Буква ь на конце наречий пишется после...
X. Через дефис пишутся наречия, которые имеют...
Возможности тематического устного опроса ограничены количеством опрашиваемых и временем, поэтому в последнее время в практике все шире применяются тестовые контрольные работы.