Контрольные вопросы
1. Чем классическая философия отличается от неклассической?
2. Может ли наука быть «сама себе» философией?
3. Основной принцип экзистенциализма «существование предшествует сущности». Как это понимать?
4. Можно ли считать человека свободным, если не он выбирает свободу, а она его?
5. Чем отличается понимание практики в марксизме и прагматизме?
6. Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность истинна?
7. Что такое феноменологическая редукция?
8. Почему позитивизм, опирающийся на науку и научный метод, является тем не менее разновидностью субъективного идеализма?
9. Как понимается «жизнь» в «философии жизни»?
10. Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Отражение в философии особенностей европейской цивилизации.
2. Эмпириокритицизм Э. Маха и философская дискуссия вокруг него в России в начале XX века.
3. Психоанализ 3. Фрейда.
4. Структурно-функциональный анализ.
|
|
5. Консервативная, либеральная и социалистическая традиции в европейской политической мысли XX века.
6. Марксизм: социал-демократическая и коммунистическая интерпретации.
7. Классическая и современная философия: преемственность и отличия.
8. Натурализм и психологизм в гносеологии и логике позитивизма.
9. Философия Ф. Ницше: три периода творчества.
10. Школы психоанализа: К. Юнг, В. Райх, Э. Фромм.
11. Воздействие экзистенциализма на литературу и искусство.
12. Философская антропология и ее проблематика.
13. Философия техники.
14. Герменевтика.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Аналитическая философия. Избранные тексты. — М., 1993. С. 28-50.
2. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: В 2-х ч. — М., 1991. Т. 1.
3. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.
4. Исторические типы философствования. — М.: Изд-во МАИ. Разд. 4.
5. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. — М., 1989.
6. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.
7. Ницше Ф. Антихристианин. Сумерки богов. — М., 1989.
8. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1,2. – М.,1992.
9. Рассел Б. Почему я христианин. – М.,1969.
10. Рассел Б. История западной философии. — М., 1993. Гл. 30.
11. Сартр Ж. -П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1989.
12. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм. - «Прошлое толкует нас». — М., 1991.
13. Современная западная философия. Словарь. – М., 2004.
14. Современная западная философия. Словарь. – М., 2004.
15. Тейар де Шарден. Феномен человека. – М., 1992.
16. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. — М., 1990.
17. Фромм Э.: Бегство от свободы. — М., 1990. Иметь или быть? — М., 1990.
18. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Спр-к по философии запада XX века. – М., 1994.
|
|
19. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994 (разд. V, VI, XIV).
Дидактические единицы:
2.2.6 Отечественная философия
- Становление русской философии (XI—XVII вв.)
- Философия Просвещения в России (XVIII в)
- Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
- Русская религиозная философия XIX — XX вв.
- Философия русского «космизма»: идея гармонии разума и природы.
- Философия в советский период истории
Русская философия имеет достаточно длительную историю и многогранное идейное содержание, является органической частью мировой и духовной культуры. На ее формирование и развитие огромное влияние оказали такие факторы, как православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности географического расположил России в мире ("Востоко-Запад"), национальное самосознание и другие обстоятельства. В ее содержании непреходящим является нравственный, естественнонаучный. Русская философская мысль традиционно ориентировалась на осмысление прошлого (человеческая история), но в ней всегда присутствовал дух преображения настоящего и тема будущего, искания справедливого и человечного общественного устройства. В этой философии неизменным является также осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, космическом призвании нашей страны. Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности, занимая достойное место в мировом историко-философском процессе и культуре человечества.