В соответствие с объектами автоматизации можно выделить два основных подхода: функциональный и процессный.
Функциональный подход заключается в автоматизации деятельности функциональных подразделений (или функций управления). На уровне предприятия такими подразделениями могут являться бухгалтерия, склад, планово-экономический отдел.
Функциональный подход имеет ряд недостатков. В частности, неустранимым противоречием является принципиальная невозможность измерить параметры функциональной структуры.
В.В.Репин, В.Г.Елиферов выделяют следующие недостатки функционального подхода:
- функциональная иерархия искажает и замедляет ход бизнес-процесса;
- ориентация руководителей на увеличение численности персонала и усложнение организационной структуры (иерархия);
- узкая специализация отдельных сотрудников и подразделений;
- слабое делегирование полномочий и ответственности, усложнение системы согласований (бюрократизм);
- снижение эффективности ориентации деятельности подразделений на конечный результат.
|
|
В современных информационных технологиях предметом управленческой автоматизации являются бизнес-процессы, представляющие собой не структурные или функциональные подразделения, а множество внутренних видов деятельности организации, заканчивающихся созданием конечной продукции (или услуг).
Процессы имеют четко оцениваемые характеристики, такие, как: стоимость, длительность, объем и другие, количественно выражаемые характеристики.
Понятие процесса более естественно для организации, чем организационная (функциональная) структура, поскольку четкое распределение функциональных обязанностей может отсутствовать, но сотрудники непременно взаимодействуют друг с другом для выполнения работы. Процесс всегда имеет начало и конец. Например, продажа начинается с приема заказа и заканчивается поставкой продукции клиенту (рис. 2).
Рис 2. Бизнес процесс «Продажа продукции»
Применение для управления деятельностью и ресурсами организации системы взаимосвязанных процессов, может называться «процессным подходом». Преимуществом процессного подхода является возможность осуществлять текущее управление за счет связи между отдельными процессами внутри системы процессов, а также за счет их объединения и взаимодействия.
Тема 4. Организация информационной системы на предприятии.
План лекции:
1. Автоматизированная система управления предприятием и ее уровни.
2. Автоматизированное рабочее место.
3. Функции автоматизированной системы управления предприятием.
4. Классификация автоматизированных систем управления предприятием и основные сферы их использования.