Объем спроса ¾ функции цены
Спрос, предложение, цены равновесия подробно изучаются в курсе экономической теории, и на первый взгляд включение этого материала в учебное издание по маркетингу может показаться неоправданным. Однако это не так. «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория» ¾ не просто красивая фраза, в ней скрыт глубокий смысл. И одна из задач практического маркетинга ¾ извлечение реальной пользы (выгоды) для бизнеса из теоретических построений спроса и предложения. Это и стало главным поводом для включения сугубо теоретического материала в учебную книгу по практическому маркетингу.
Основные ценообразующие факторы рынка ¾ спрос и предложение. Следует различать понятия «объем спроса» и «спрос», «объем предложения» и «предложение». На практике многие бизнесмены этого не делают, а между тем в различии между спросом и объемом спроса, предложением и объемом предложения лежит объяснение многих причин изменения поведения покупателей на рынке. В чем же кроется различие между этими понятиями?
Объем спроса представляет собой функцию от цены:
Qd = f (P), (10.1)
где Qd ¾ объем спроса;
Р ¾ цена.
Установлена следующая закономерная зависимость: увеличение цены вызывает уменьшение объема спроса, и наоборот, при уменьшении цены объем спроса начинает расти. Так, если цена какого-либо конкретного товара Р 1 является очень большой (рис. 10.6), то на рынке мало у кого хватит денег на приобретение такого дорогого товара. Но если цена с Р 1 снизится до Р 2, то на рынке сразу же найдется много людей, у которых на этот вдруг подешевевший товар денег хватит.
Спрос ¾ функция нескольких переменных
Зависимость между ценой и объемом спроса называется законом спроса. Сам же спрос представляет собой функцию от нескольких переменных:
Внимательный читатель, очевидно, уже заметил, что на рис. 10.7 аргумент Р расположен на ординате, тогда как функция ¾ на абсциссе, что не совпадает с принятыми в математике правилами. Почему? В то время, когда впервые были описаны кривые спроса и предложения, было принято именно такое расположение координат. Традиция сохранилась и до наших дней. Очевидно, это один из примеров экономического жаргона.
D = f (P, P 1, P 2,..., I, T, W), (10.2)
где D ¾спрос;
Р, Р 1, Р 2 ¾цены на данный товар и на другие товары;
I ¾доходы населения;
Т ¾вкусы и предпочтения;
W ¾ожидания дальнейшего повышения цен.
Таким образом, можно сказать, что объем спроса ¾ это одна точка на кривой спроса, тогда как сам спрос представляет собой все множество точек кривой спроса (рис. 10.7).
Рис. 10.7. Спрос и объем спроса
Объем предложения ¾ функция цены
Аналогичным образом обычно рассуждают и по поводу объема предложения. Если цена незначительна, например Р 2, то производители не будут иметь сколько-нибудь заметного интереса производить и продавать такой дешевый товар и объем предложения его на рынке будет низким (рис. 10.8). Следовательно, и здесь существует четкая функциональная зависимость объема продаж от цены:
QS = f(P), (10.3)
где QS ¾ объем предложения.
Предложение ¾ функция нескольких переменных
Увеличение цены до Р 1 делает более выгодным производство и реализацию такой дорогой продукции, и объем предложения по этой причине увеличивается, допустим, до величины Q 1. Такая зависимость объема предложения от цены называется законом предложения. Что же касается самого предложения, то оно так же, как и спрос, представляет собой функцию от нескольких переменных:
S = f (P, P 1, P 2,..., K, C, Z), (10.4)
где S ¾ предложение;
К ¾ применяемые технологии;
С ¾ налоги или дотации;
Z ¾ условия производства.
Рис. 10.8. Предложение и объем предложения
Таким образом, объем предложения представляет собой одну точку на кривой предложения, тогда как само предложение есть все множество точек кривой предложения.