Характеристика свойств ЕЭП России

Таблица 2.2

Признаки свойства системы Сущность и содержание
Первая группа – свойства, характеризующие сущность и сложность системы
1. Первичность целого 2. Неаддитивность системы 3.Размерность ЕЭП 4. Сложность структуры ЕЭП ЕЭП выступает как первичная и как целая система, которая затем расчленяется на три уровня. Региональные экономики субъектов федерации существуют лишь в силу существования целого. Первичность целого – основной постулат теории систем. Каждый регион может рассматриваться только в его связи с другими регионами. Функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных ее компонентов. Совокупное функционирование взаимосвязанных экономик субъектов федерации порождает качественно новые функциональные свойства целого, не сводящиеся к сумме свойств национальной экономики РФ. Примером могут служить приграничные регионы РФ со странами СНГ, Калининградская эксклава, донорские и депрессивные районы России. ЕЭП РФ состоит из территории и экономик 7 федеральных округов, 11 экономических районов, 88 субъектов федерации и 216 областей. Сложность структуры ЕЭП характеризуется следующими параметрами: множественное количество уровней иерархии управления; многообразие компонентов и связей; многообразие функционирования институтов рынка; разная глубина и широта конкурентной среды по регионам; множественность параметров модели управления (в особенности по 21 республикам и 6 краям); объем информации, необходимой для управления и др.
Вторая группа – свойства, характеризующие связь ЕЭП с внешней средой
5. Взаимозависимость ЕЭП и внешней среды (принцип «черного ящика») 6. Степень самостоятельности системы 7.Открытость системы ЕЭП РФ формирует и проявляет свои свойства только в процессе функционирования и взаимодействия с мировой экономикой. Рассматривая систему по принципу «черного ящика», сначала анализируем и формулируем параметры «выхода» системы, затем определяем воздействие внешней среды на систему, требования к ее «входу», анализируем параметры канала обратной связи и в последнюю очередь – параметры процесса в системе. Национальная экономика РФ, представляющая ЕЭП самостоятельная. Степень ее самостоятельности может быть представлена через индикаторы экономической безопасности. В общем виде степень самостоятельности сложных систем определяется количеством связей системы с внешней средой в среднем на один ее компонент или другой параметр. Интенсивность обмена информацией или ресурсами с внешней средой; степень влияния других систем на данную систему. Участие и членства в международ-ных финансово-кредитных организациях (МВФ, ЕБРР и др.), вступление России в ВТО, возможно в другие региональные интеграционные объединения и т.п.
Третья группа – свойства, характеризующие методологию целеполагания ЕЭП
8.Целенаправленность системы 9. Наследственность системы 10. Приоритет интересов системы более высокого уровня 11. Надежность системы 12.Эмерджентность системы Включает построение дерева целей социально-экономической системы и дерева показателей эффективности функционирования. В нашем случае таковыми являются критерии единых экономических условий хозяйствования и достижение экономического роста регионов. Эти свойства системы характеризует закономерность передачи доминантных (преобладающих, наиболее сильных) и рецессивных признаков на отдельных этапах развития от старого поколения к новому. ЕЭП РФвновь формировалась после реанимации советской экономики, а последняя после царской экономики. Сначала должны удовлетворяться интересы национальной экономики, а потом цели и интересы региональных субъектов. Характеризуется следующими параметрами: а) бесперебойностью функционирования системы при выходе из строя одной из подсистем; б) сохраняемостью первичных цели и значений параметров системы в течение запланированного периода времени; в) устойчивостью валютно-финансовых ресурсов; г) перспективностью экономического саморазвития. Это характеризует безотказность и некоторые другие подобные свойства системы в целом и ее отдельных компонентов. Например, в результате целенаправленного управления и эффективного функционирования, система на должном уровне обеспечивает национальную (экономическую) безопасность страны и ее отдельных граждан.
Четвертая группа – свойства, характеризующие параметры функционирования и развития ЕЭП
13. Непрерывность функционирования и развития ЕЭП 14. Альтернативность путей функциони- рования и развития системы 15. Синергия от ЕЭП 16. Инерционность системы 17. Адаптивность системы 18. Организованность системы 19. Уровень стандартизации ЕЭП 20. Инновационный характер развития ЕЭП ЕЭП будет существовать долговечно, иначе говоря пока функционирует, будет существовать. Она развивается по мере потребности в нем общества и правительства. Источниками развития являются противоречия в различных сферах деятельности, конкуренция, многообразие форм и методов функционирования. Альтернативность путей развития ЕЭП рассматривается Правительством РФ. Отдельные экономические проблемы регионального характера подсистемами могут быть решены альтернативными путями ради достижения основной цели системы. При отлаженном позитивном взаимодействии ЕЭП всех уровней достигается положительный эффект синергии – эффект взаимодействия, к получению которого должны стремиться все остальные подсистемы. Инерционность в данном случае характеризуется скоростью изменения всех параметров (вход, процесс выход). Изменения выходных параметров системы произойдет в ответ на изменения входных парамет- ров и параметров ее функционирования. ЕЭП обладает свойством нормально функциониро- вать при изменении параметров мировой экономики. Организованность ЕЭП характеризуется степенью приближения в заданных условиях показателей про порциональности, непрерывности и ритмичности и др. параметров организации и управления экономикой. Включает внедрение новых информационных, финансовых, производственных, управленческих и других технологий, развитие которых основывается на идеях и принципах стандартизации, которая обеспечивает совместимость и взаимозаменяемость данной системы с другими. Инновационная деятельность организации, направленная на использование природных факторов, труда и капитала для разработки и внедрения результатов НИОКР, патентов, ноу-хау, является главным условием экономии ресурсов, повышения конкурентоспособности товаров и жизненного уровня населения

Что есть норма, а что есть аномалия терри­ториальной дифференциации - решают не толь­ко ученые и чиновники правительства, но и население со­ответствующих регионов. Оно активно реаги­рует на неприемлемые региональные различия, в частности, стремлением к перемене места жительства и работы, политическими выступ­лениями и т. п. И это вполне понятно, так как соци­альными индикаторами де­прессий и снижения уровня жизни территории становятся сокращение (по сравнению с другими региона­ми) рождаемости и продолжительности жизни, искажение демографической структуры, рост преступности и др.

Территориальная диффе­ренциация характеризует качество и степень единства экономического пространства, соци­альной, политической и иной жизни общества в границах конкретного государства. В контек­сте вышеизложенной системной методологии указанное единство выступает как своеобразное выражение целостности региональных систем, а именно как способность каждого их элемента согласованно реагировать на внешние и внут­ренние воздействия. Иначе говоря, — как некая консолидированная способность этих эле­ментов непротиворечиво существовать внутри системы. Например, единое экономическое ­пространство может существовать только при условии однотипных экономических мотиваций и однообразного экономического поведения субъектов хозяйственных отношений (пред­приятий, органов власти и т.д.) на всей территории государства. Еди­ное социальное пространство возможно лишь при обеспечении на всей территории стра­ны однотипных социальных прав и гарантий для каждого гражданина.

При этом речь идет, естественно, только о сущностных, наиболее значимых параметрах экономических, социальных и иных отношений. На отдельных территориях вполне допустимы особенности, например, регионального или местного налогообложения, социального обес­печения населения. Но в любом случае о един­стве экономического, социального, националь­но-этнического и иных видов пространства (подпространств) можно говорить, лишь, если в любой географической точке страны реаль­но действуют единые правила, условия и нормы, закрепленные в: общегосударственной конституции; гражданском, бюджетном, нало­говом и уголовном кодексах; федеральных за­конах о государственных и негосударственных пенсиях; и т.п.

На рис. 2.3. предлагается модели взаимосвязи уровней ЕЭП. Каждый уровень ЕЭП имеет элементы и связи, отличающиеся от другого уровня масштабами и интенсивностью деятельностью экономических агентов. В этой модели важным считаем неразрывность связи уровней ЕЭП между собой и их усиление во всех сферах жизни.

По нашему мнению, связи элементов (компонентов) каждого уровня ЕЭП между собой увеличиваются в геометрическую прогрессию в зависимости от того, на каком из четырех уровней они находятся. Понятно, что не компоненты сами по себе составляют суть целого (системы), а наоборот, целое как первичное порождает при своем расчленении или формировании компоненты системы. Здесь важную роль играет усиление горизонтальных и разумных вертикальных связей экономических агентов и органов регионального и федерального управления. Структура ЕЭП должна быть такой, чтобы изменения в вертикальных связях компонентов системы оказывали минимальное влияние на функционирование системы в целом. К примеру, вспомним отмену Федеральным центром с 1 января 2004г. пятипроцентного налога с продаж на всей территории Российской Федерации. Это налоговая реформа привела к негативным последствиям. Только один бюджет г. Москвы не добрал более 30 млрд. руб. в год. Главный парадокс - ни в одной отдельно взятой территории страны ни по одному виду товара соответствующее снижение цен зафиксировано не было. По нашим данным пострадали все бюджеты субъектов РФ и за год почти 14% регионов из разряда самодостаточных превратились во временно дотационные. Что касается регионов - реципиентов их итак сложное социально-экономическое положение стали еще хуже. Согласно теории систем мы можем подвергать ее элементы различным изменениям изнутри, находясь в нем, но только не извне. Каждое нововведение извне, не прошедшее положительную апробацию на уровне отдельных компонентов системы может дать сбой и нарушить ее равновесие. К примеру, реформа монетизации всей страны с 1 января 2005г. Недостаточно продуманная отмена системы льгот и ее компенсация денежными средствами, а также отсутствие механизма реализации по категориям граждан привели к массовым протестам большинства населения страны. Уже эти и другие примеры наглядно демонстрируют важность учета свойств и связи элементов (компонентов) низового ее уровня для сохранения стабильного состояния ЕЭП.

Горизонтальная обособленность системы, т.е. количество горизонтальных связей между компонентами одного уровня системы должно быть неограниченным, но разумно достаточным для ее нормального функционирования. Следует отметить, что уменьшение количества связей ведет к повышению устойчивости и оперативности функционирования ЕЭП всех уровней. С другой стороны, установление горизонтальных связей (межрегиональные товарообмены, информации, услуги и т.д.) позволяет реализовывать неформальные отношения, способствует достижению экономического

роста, обеспечивает координацию действий компонентов одного уровня по выполнению целей ЕЭП. Горизонтальные связи между компонентами одного уровня менее болезненны и более полезны, так как система находится в процессе саморазвития. Развитие подобных связей укрепляет экономическое пространство тем, что, согласуя свои действия, экономические агенты и региональные власти в межрегиональном взаимодействии воедино связывают внутренний рынок.

Что касается вертикальных связей между регионом и Центром или предприятием и отраслью, составляющие разные уровни ЕЭП, то здесь наблюдаются не всегда совместимые интересы. Дело в том, что интересы отдельных регионов не всегда совпадают с общенациональными интересами в силу различных причин. Среди главных причин мы считаем неоднородность развития регионов, разноскоростные темпы социально-экономических преобразований и т.д. Кроме того, не секрет, что среди высших чиновников госструктур Центра и регионов имеются провокаторы и «продажные» люди, реализующие идеи и скрытые замыслы Запада в его интересах.

На основе вышеизложенного предлагается следующая схема проведения реформ законодательства (рис. 2.4): рекомендация Центра (проект Закона) (1)– апробация на местах; представление субъекта (скорректированный проект Закона) Центру (2) – утверждение Центра и приведение в норму Закона для исполнения (3).

Рис. 2.3. Уровни и характеристики Единого экономического пространства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: