Организация как комплексная система

Общие черты и положения ситуационного подхода.

Ситуационный подход в теории организаций.

Подход возник на рубеже 60 – 70 гг. 20 века в США. Он существует и по настоящее время. Представители:

· Джеймс Томсон – заложил основы.

· Генри Шерман

· Генри Минсберг

· Пол Лоуренс

· Джей Лорш

· Гарольд Кунц

· Томас Бернс

Предпосылки:

1. Идеи М.П. Фоллет

2. Эмпирическая школа

3. Выводы Вудворд.

Исследования сделанные до ситуационного подхода показали, что жесткие структуры работают только в условиях стабильной внешней среды.

Исходными для ситуационного подхода считаются идеи Генри Шермана:

1. Нет и не может быть типа структуры, стиля управления, типа стратегии, которые подходили бы для любой задачи, ситуации, внешней среды.

2. Нет безусловно плохих и нет безусловно хороших теорий, вопрос лишь в том насколько они уместны в данной ситуации, и как их использовать.

3. Задачи ситуационного подхода в адекватном использовании предложенных ранее предложенных теории.

Представители ситуационного подхода критикуют системный подход:

· Само понятие системы слишком размыто, оно не отражает специфику организации потому что:

1. слишком сложно определить границы системы.

2. само понятие организации как системы не отражает целостность организации.

· Критикуют модель естественной организации. организация сама не рождается и сама по себе не функционирует.

· Организацию нельзя рассматривать как закрытую или открытую систему.

Выводы:

1. Организация слишком сложная и динамичная система чтобы к ней применить универсальные подходы и требования.

2. Нельзя сказать какая организация будет эффективной если не учитывать ситуацию.

Модель организации как комплексной системы предложили Лоуренс и Лорш в своей книге «Организация и внешнее окружение»(Гарвардская школа бизнеса в течение 20 лет занималась исследованиями).

Специфика модели: каждое подразделение рассматривается как организация со своей технологией, стратегией и культурой.

Разделили организацию на 3 уровня:

 
 


I – уровень стратегического управления.

I Применима модель открытой системы.

II – уровень координации.

II Применяется частично открытая и частично

закрытая модель.

III III – уровень оперативного управления.

Применяется модель закрытой системы.

По схеме видно, что специалисты выполняют эффект буфера, то есть защищают ядро организации от неопределенности внешней среды, создают стабильные условия для работы.

На донышке треугольника выделяют

сектора или отделы:

  1. отдел кадров
  2. отдел маркетинга
  3. технологический отдел

у каждого отдела своя внешняя среда

со своими характеристиками.

Внешняя среда у организации не одна.

Адаптируется к внешней среде не организация, а ее подразделения. Во всех фирмах можно выделить:

  1. отдел продаж – покупатели.
  2. отдел производства – технико-экономическое окружение
  3. отдел исследования и развития – научно-исследовательская область.

В дальнейшем Лоуренс и Лорш описывают структуру и предприятия: производственные и исследовательские лаборатории. Они обнаружили, что производственные предприятия эффективны, а исследовательские лаборатории – нет.

Вывод: у эффективных предприятий разная структура, поскольку они работают в разных ситуациях внешней среды.

Изучая эффективные предприятия в 7 различных отраслях в США, они пришли к выводу, что конкуренция самый предпочтительный принцип. Чтобы предприятие эффективно работало на рынке, оно должно испытывать определенную конкуренцию, но уровень конкуренции должен быть средним. Слишком высокая или слишком низкая конкуренция ведет к снижению эффективности предприятия.

Выделили условия применения матричной структуры:

· У фирмы есть несколько направлений деятельности

· Задачи фирмы четко не определены, но они сложные и взаимосвязанные.

· Ресурсы компании ограничены, их необходимо использовать эффективно и экономно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: