Уровень качества – это относительная характеристика, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества, соответствующих совокупности базовых показателей.
За базовые показатели принимают лучшие образцы товаров отечественного и зарубежного производства. Либо показатели примитивных образцов, определенных опытным путем, заверенных в нормативных актах.
Оценка уровня качества необходима при установлении цен, проектировании новых изделий, выборе наилучших вариантов изделия, анализе информации о качестве продукции и в других случаях.
Виды уровня качества:
1) технический – сравнение технологического совершенства при сравнении отечественного и зарубежного производителя;
2) технико-экономический – сравнение как технических так и экономических показателей; интегральный показатель – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию;
3) нормативный уровень – характеризуется действительными числовыми значениями показателей качества, которые находятся в области ограниченной предельными значениями.
|
|
Результаты используются при юридическом подходе к оценке качества товара.
Уровень качества продукции устанавливается с помощью следующих методов:
- дифференциального
- комплексного
- смешанного.
Оценка качества продукции
- градации качества
- дефекты товаров
- фальсификация товаров
Оценка качества градации – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, оценки их действительных значений и сопоставление с базовыми показателями.
Основные критерии выбора номенклатуры качества товара:
- этап ЖЦП;
- потребности, которые должен удовлетворить товар;
- субъективные особенности оценщика.
Основная мера качества – сорт – категория качества товара одного наименования по отличающимся от других категорий значениями показателей.
Сорта:
- природные – для продовольственных товаров, каждый сорт имеет свое наименование; для продуктов животного происхождения вместо термина «сорт» применяются иные термины (крупно-рогатый скот – порода, птица – кроссы); непродовольственные товары на природные сорта не делятся, так как они отличаются сложностью и многоступенчатостью производства;
- товарные – различаются значениями, регламентируемыми нормативными документами показателей качества; наименование может быть обезличено, а может иметь наименование; на формирование товарного сорта влияют факторы: сырье, технология производства, условия и сроки хранения.
Деление продовольственных товаров по сортам осуществляется по дефектам внешнего вида и с числом отклонений по другим показателям.
|
|
Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям; признаки:
- по размерам и местоположению: мелкие и крупные, местные и распространенные;
- по возможности выявления: явные, скрытые;
- по возможности устранения: устранимые, неустранимые;
- по степени влияния на качество: критические (наличие исключительного использования по назначению), значительные (существенно влияющие на продукцию по назначению и ее долговечность), малозначительные.
Кроме градации на сорта существует градация на группы сложности, группы качества, марки и номера.
Группы сложности – бытовая радиоаппаратура теле и видеотехника на основе величины акустических параметров, определяющих качество звучания.
Группы качества – мыло, духи в зависимости от рецептуры.
На марки – цемент, исходя из прочностных свойств.
На номера – пища, бумага, в зависимости от свойства, потребительских свойств.
Универсальная градация качества:
- стандартная продукция – без дефектов и с дефектами в пределах установленных нормативными документами норм;
- нестандартная продукция – товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или нескольким показателям, но это несоответствие не является критическим.
Брак – товар с устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей.
С неустранимыми значительными или критическими дефектами – отходы (разновидность брака).
Градация качества устанавливается в процессе контроля.
Контроль – это процедура соответствия количественных и качественных характеристик продукции установленным техническим требованиям; признаки:
- по этапам процесса производства: входной (от поставщика), операционный (во время операции при производстве), приемочный (по результатам), инспекционный;
- по полноте охвата во времени: летучий, непрерывный, периодический;
- по влиянию на объект: разрушающий, неразрушающий;
- по применению средств: аргонолептический, измерительный, регистрационный;
- по объему: сплошной (каждая единица продукции), выборочный (выборка).
Приемочное число – контрольный норматив, являющийся критерием для приемки партии товаров и равный максимально допустимому количеству дефектных единиц выборки.
Браковочное число – контрольный норматив, являющийся критерием для забраковывания партии и равный минимальному числу дефектных единиц товаров выборки; включаются: дефектные единицы, единицы, у которых неправильно установлен сорт, ненадлежащая маркировка, нарушена комплектность.
Для непродовольственных товаров учитывают приемочный уровень дефектности, которая представляет собой долю дефектных единиц продукции (число дефектов/100 ед).
Коэффициенты сортности, дефектности – для определения качества продукции.
Коэффициент сортности – отношение суммарной стоимости продукции, выпущенной за определенный период времени к суммарной стоимости этой же продукции в пересчете на ее наивысший сорт.
Коэффициент дефектности продукции – средневзвешенное количество дефектов, приходящая на единицу продукции.