Государственное регулирование экономики — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, «осуществляемых государственными структурами и общественными» организациями и направленных на эффективное функционирование национальной экономики, стабилизацию экономического и социального развития, согласование интересов общества и отдельных слоев населения в достижении стратегических целей развития национальной экономики.
В современных условиях хозяйствования особую актуальность приобретает разработка концептуальных подходов к формированию системы государственного регулирования экономики. В процессе этой разработки необходимо учитывать ряд обстоятельств:
1) создавая теорию государственного регулирования экономики, необходимо отказаться от неоправданных представлений, понятий и стандартов, но одновременно сохранить накопленный положи тельный опыт;
2) разрабатывая теорию государственного регулирования экономики, следует избегать гипертрофии, как общего, так и особенного (специфического) в ней;
3) в процессе разработки теоретических основ государственного; регулирования экономики необходимо обладать даром предвидения, т.е. улавливать перспективные тенденции экономического развития;
4) следует апробировать на практике теоретические положения
государственного регулирования экономики, другими словами, теория должна ориентироваться на решение практических задач.
Национальная экономика выступает как агрегированный объект государственного регулирования, поскольку она представляет собой:
1)многоуровневую хозяйственную систему с разветвленной
структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем);
2)интегральную взаимосвязанную систему хозяйственных объектов, отличающуюся многомерностью и во многом детерминированностью;
3)сложную систему, включающую экономические, социальные, экологические и региональные аспекты развития;
4) вероятностную динамичную систему, развивающуюся под влиянием национальных традиций, исторических особенностей, изменений в области идеологии, а также целей и интересов основ ной части населения.
Системно-структурный аспект дает возможность провести группировку элементов национальной экономики по различным признакам. Во-первых, национальную экономику можно рассматривать как синтез хозяйственных систем различных форм собственности. Во-вторых, в составе национальной экономики можно выделить хозяйственные системы, соответствующие уровням управления экономикой и различающиеся степенью свободы действий и сложностью решаемых задач: макроэкономическую, мезоэкономическую и микроэкономическую.
Объектами государственного регулирования экономики являются также основные сферы, отрасли, регионы и, кроме того, условия социально-экономического развития страны.
Особняком стоит государственный сектор, который одновременно служит и объектом и инструментом государственного регулирования.
К традиционным объектам государственной собственности относится национальное достояние, не являющееся предметом купли-продажи и прибыли (леса, реки, озера, воды, парки, и др.). Под эгидой государства часто находятся важные отрасли инфраструктуры; транспорт, связь, энергетика, институты денежно-кредитной сферы (Центробанк), часть промышленности. В государственном ведении находятся обычно стратегические запасы и отдельные предприятия.
Государственное участие осуществляется также через смешанные корпорации и другие формы общественного контроля. Так, в Швеции в собственности государства находится не более 5% основных производственных фондов, однако оно перераспределяет до 80% национального дохода. В США на долю государственного сектора приходится 12% произведенных товаров и услуг. В государственном секторе западных стран занята большая группа людей: 11% общей численности трудоспособных лиц во Франции и Италии, до 8—9% — в ФРГ, Бельгии и Голландии.
Становление и развитие государственного сектора в развитых странах проходило практически в одних и тех же отраслях (угольной промышленности, электроэнергетике, морском, железнодорожном и воздушном транспорте, авиации и космонавтике, ядерной энергетике и т.п.).
В настоящее время роль государства связывают с возрастанием доли государственных расходов в валовом продукте. И хотя часть расходов действительно связана с содержанием государственного аппарата, в промышленно развитых странах расходы составляют 2—3%. Как показывает практика, государственное регулирование в области перераспределения доходов (в целях уменьшения социального неравенства) и ресурсов (в целях поддержания налоговой и ценовой политикой межотраслевых пропорций и частного сектора кредитами и субсидиями) направлено на макроэкономическую стабилизацию. В отечественной литературе под субъектами государственного регулирования экономики понимают, как правило, само государство. Однако такое понимание является упрощенным.
Представляется, что субъекты государственного регулирования экономики — это носители, выразители и исполнители экономических (хозяйственных) интересов. К последним относятся юридические и физические лица, а также образуемые ими группы (союзы, объединения). Иначе говоря, в сферу государственного регулирования попадает все экономически активное население страны.
Таким образом, государство, осуществляя меры регулирующего характера, выступает как их инициатором, так и основным исполнителем. Как показывает мировой опыт, залог успеха государственного регулирования экономики заключается в умении государственных органов управления рационально организовывать совместные действия всех субъектов государственного регулирования.
Любой субъект государственного регулирования имеет свои интересы, зависящие от его социально-экономического положения, характера и вида деятельности и регионального расположения. Действиями этих субъектов обеспечивается обратная связь с ними органов, осуществляющих функции государственного регулирования; экономики. Эта связь достаточно жесткая и прослеживается в показателях развития национальной экономики.
Во-первых, успех (неудача) государственного регулирования экономики находит отражение в темпах экономического роста, изменениях структуры национальной экономики, состоянии платежного баланса, устойчивости национальной валюты и т.д.
Во-вторых, об успешности государственного регулирования экономики можно судить по результатам, которые не всегда могут быть количественно измерены (например, степень социальной напряженности, недовольства определенных слоев общества социальной политикой государства и т.п.).
В-третьих, успех (неудача) мер государственного регулирования экономики проявляется в их поддержке (бойкотировании) носителями экономических интересов.
В этой связи необходимо отметить, что уточнение функций и форм государственного регулирования экономики необходимо увязывать с общим историческим фоном развития общества, определенной комбинацией ценностей и различных интересов в обществе. Изменение соотношения интересов в обществе неизбежно приводит, с одной стороны, к смене функциональной деятельности государства, а с другой — к необходимости последующей трансформации национальной экономики. В соответствии с этим государственное регулирование экономики должно улавливать динамику смены приоритетов в ценностях общества и предусматривать адекватные механизмы для их обеспечения применительно к реалиям жизни.
Государственное регулирование экономики предполагает обоснование и достижение определенных целей. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие общества требует одновременного решения комплекса различных целевых установок.