Социально-педагогические технологии частного типа (частные социально-педагогические технологии) выделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов. Поэтому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями. К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также технология выбора оптимальной стратегии действий, целевые подготовительные, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии.
Структуру общей социально-педагогической технологии, с определенной долей допущения, можно применить и к частным. Однако при этом нужно помнить, что в каждой частной технологии имеются свои этапы, свидетельствующие об особенностях ее содержания и реализации. Эти этапы являются своего рода подэтапами общей технологии, когда в рамках ее идет реализация частной технологии.
Необходимость рассмотрения структуры частных (функциональных) технологий обусловлена тем, что нередко отдельные из них носят самостоятельный характер. Например, диагностико-прогностическая, реализационная, экспертно-оценочная технологии часто применяются вполне самостоятельно. В специализированных центрах нередко каждая частная технология также осуществляется отдельно и имеет самостоятельное значение. При этом специалисты накапливают опыт, варианты технологий реализации функциональной деятельности с различными категориями клиентов. Для них формирование банка функциональный технологий просто необходимо. Все это позволяет рассматривать структуру как важное условие классификации функциональных технологий. Рассмотрим структуру основных частных (функциональных) технологий.
I. Структура диагностико-прогностической технологии.
Такая технология состоит из двух этапов: диагностики и прогнозирования, каждый из которых имеет свои подэтапы деятельности.
Диагностический этап направлен на общую или частную диагностику и выявление индивидуальности объекта социально-педагогической деятельности. Это обусловлено тем, что всякая социально-педагогическая технология носит адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность, на определенную целевую установку и условия их реализации. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального проявления, диагностика предусматривает выявление:
– индивидуальных отклонений в развитии и самореализации человека и возникших в связи с ними социальных проблем;
– состояния здоровья;
– индивидуальных особенностей, возможностей человека, его позитивного потенциала, составляющего основу социально-педагогической работы, направленной на компенсационное или иное наиболее целесообразное преодоление недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;
– особенностей позиции человека, его отношения к саморазвитию, самосовершенствованию, активности и устремленности в самостоятельном достижении социально-педагогических целей в работе над собой, а также его отношения к воспитателю;
– условий среды, в которых он живет, имеет или не имеет возможности для самореализации.
Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует участия в ней нескольких специалистов (их иногда называют бригадой специалистов): врачей различных направлений, психологов, педагогов. Такой подход позволяет осуществить более полную диагностику человека, на основе которой можно будет определить его социально-педагогические проблемы и сформулировать рекомендации социальному педагогу, необходимые для его социально-педагогической работы с данным клиентом:
· показания;
· предостережения (главное их назначение – «не навреди»);
· советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с объектом и его окружением.
Структурно этап диагностики включает ряд подэтапов. Среди них следует выделить такие:
1– анализ первичной информации тех сведений, которые специалист получает при первом знакомстве и которые нужны для принятия решения о необходимости диагностики объекта;
2– формулирование выводов – определение объекта (что), предмета (содержание) диагностики и того, как ее следует обеспечить (способ диагностики);
3 – подготовка к диагностической деятельности (техническая и методическая, субъекта и объекта);
4 – собственно диагностика – реализация методов и методик диагностики;
5 – анализ результатов диагностики и постановка диагноза.
На основе полученных данных делается вывод об индивидуальности объекта и формулируется социально-педагогическая проблема. На практике, как правило, таких проблем несколько.
Определение социально-педагогической проблемы клиента позволяет специалисту подумать о том, как ее можно решить, какие для этого в перспективе могут понадобиться специалисты. Он переходит к следующему этапу социально-педагогической технологии.
Этап социально-педагогического прогнозирования. С учетом полученных в результате диагностики данных об объекте социальный педагог имеет возможность направленного прогнозирования. Предметом его выступают:
а) направленность и интенсивность индивидуального развития, коррекция развития и воспитания человека, социального
воспитания, перевоспитания, исправления, педагогической реабилитации, адаптации, при необходимости стимулирование дезадаптации, а также обучения его, в том числе в вопросах самообслуживания, профессиональной ориентации и подготовки (начальной, средней);
б) возможности человека в целостном развитии либо по определенным направлениям;
в) возможная зона ближайшего развития, воспитания объекта в интересующей социального педагога области. Зона ближайшего развития – это расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого). Понятие введено Л.С. Выготским. Оно отражает реальные потенциальные возможности человека в развитии.
Идея «зоны ближайшего воспитания» была сформулирована еще А.С.Макаренко – как ближайшая цель работы по перевоспитанию человека. Он обращал внимание на умение педагогически правильно формулировать ближайшую цель как посильную и реальную в конкретной ситуации. Затем воспитатель должен обеспечить ее наиболее полное достижение. Это позволит ему поставить следующую – большую, несущую в себе и большие требования к воспитаннику цель, и так до полного решения всей проблемы перевоспитания в соответствии с перспективными целями;
г) возможности создания оптимальных условий, обеспечивающих реализацию возможностей зоны ближайшего развития, воспитания.
На основе систематизации опыта прогностической деятельности специалистов в ней выделены основные структурные подэтапы. K ним следует отнести:
1 – анализ результатов диагностики и социально-педагогической проблемы (проблем) объекта прогнозирования;
2 – выводы по результатам анализа – определение объекта, предмета (что нуждается в прогнозировании и его содержание) и способа прогнозирования;
3 – подготовку к прогнозной деятельности (техническая и методическая);
4 – собственно прогнозную деятельность – прогнозирование зоны ближайшего развития, воспитания; перспектив позитивного изменения; перспективы ближайшей динамики изучаемой проблемы и пр.;
5 – анализ прогнозного материала и формулирование выводов.
Рассмотрим структуру следующей частной (функциональной) технологии.
II. Структура технологии выбора оптимального варианта деятельности.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед специалистом в процессе организации социально-педагогической работы с клиентом, является выбор варианта использования социально-педагогической технологии, наиболее оптимального для конкретного объекта и условий реализаций. При необходимости и достаточной профессиональной компетенции специалист корректирует, индивидуализирует имеющуюся технологию либо разрабатывает новую.
Основными структурными компонентами (подэтапами) технологии по выбору оптимального варианта деятельности являются следующие:
1 – анализ исходных материалов, необходимых для выбора наиболее оптимального варианта технологии. Прежде всего, анализу подвергаются данные диагностико-прогностической деятельности. Усваиваются индивидуальные особенности, возможности объекта, осмысливаются его социально-педагогические проблемы;
2 – выводы по результатам анализа информации и определение цели, к которой следует стремиться в социально-педагогической работе с клиентом в данной ситуации: развитие навыков социального общения; социальная адаптация; педагогическая коррекция, педагогическая реабилитация, перевоспитание, исправление и др. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть намеченной (прогнозируемой) цели;
3 – социально-педагогическое моделирование; под ним понимается эмпирическое создание образа целенаправленной социально-педагогической деятельности, отражающей определенную социально-педагогическую технологию, которая обеспечивает достижения прогнозируемой цели с учетом возможностей среды. В процессе моделирования социальный педагог мысленно прослеживает возможность практического использования имеющейся технологии, разных видов технологий. Главное назначение социально-педагогического моделирования – помочь социальному педагогу выбрать наиболее оптимальный вариант социально-педагогической деятельности, который позволит ему обеспечить в данной ситуации, с учетом его личного опыта, достижение оптимального прогнозируемого результата;
4 – выбор социально-педагогической (целевой) технологии. Социально-педагогическая технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или вновь выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели. Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий. В перспективе в специализированных социально-педагогических центрах будут формироваться банки технологий по различным социально-педагогическим проблемам. Каждая технология включает: особенности объекта и социально-педагогической проблемы; описание варианта социально-педагогической деятельности по ее решению (технологии достижения цели); методические рекомендации к ее практической реализации;
5 – анализ соответствия результата моделирования и выбранной социально-педагогической технологии. Он направлен на выявление соответствия построенной социально-педагогической модели выбранной технологии объекту, условиям реализации и педагогическим возможностям специалиста. Одновременно анализ позволяет представить технические, организационные и методические возможности реализации проблемы, а полученные данные помогут предусмотреть сложности, трудности, недостатки, резервы и пр. Именно анализ подсказывает необходимость следующего этапа деятельности;
6 – принятие решения – подэтап, позволяющий на основе анализа сделать вывод: соответствует выбранная целевая технология ситуации или не соответствует. При соответствии варианта следует вывод о завершении выбора. В социально-педагогической технологии общего типа это означает возможность перехода к следующему этапу деятельности. В случае несоответствия варианта принимается решение провести корректировку выбранной целевой технологии (если это возможно) либо разработать новую – индивидуальную – целевую технологию, наиболее полно отвечающую данной ситуации. Коррекционная деятельность или разработка новой целевой технологии позволяет социальному педагогу формировать наиболее индивидуально ориентированную целевую технологию;
7 – выбор оптимального варианта (способа) реализации социально-педагогической технологии – подэтап подготовки к практической деятельности. Как уже отмечалось, социально-педагогическая технология может быть одна, а вариантов ее реализации несколько. Они зависят от опыта исполнителя (субъекта), его инициативности, творчества, гибкости в педагогической деятельности. Выбранный вариант, собственно, свидетельствует о завершении выбора и позволяет перейти к следующей частной социально-педагогической деятельности – непосредственной подготовке к практической работе по реализации целевой технологии.
III. Структура технологии непосредственной подготовки к реализации социально-педагогической цели.
От того, насколько тщательно проведена подготовка к практической деятельности, во многом зависит достижение прогнозируемого результата. Она позволяет предупредить многие возможные упущения, упрощения, недочеты, а также подготовить и организационное, и методическое обеспечение практической реализации поставленной социально-педагогической цели.
К основным подэтапам непосредственной подготовки к реализации цели следует отнести:
1 – анализ информации, отражающей потребности подготовки к практической реализации технологии (содержание технологии и методики ее реализации; диагностико-прогностические данные; условия реализации; собственные возможности социального педагога и др.). Особое внимание уделяется самой технологии и методике ее реализации;
2 – выводы по результатам анализа, включающие объем и содержание материальных, технических, организационных и методических проблем, которые необходимо решить в процессе подготовки;
3 – практическую деятельность по решению выявленных материальных (обеспечение необходимых материальных средств для подготовки и практической реализации технологии), технических (приобретение, наладка, обеспечение функционирования необходимых для технологии технических устройств, средств, приспособлений и пр.), организационных (согласование компонентов целевой технологии, подготовка учебно-практических мест для социально-педагогической работы, уточнение возможностей исполнителей и порядок их практической деятельности, особенности руководства практической деятельностью исполнителей и пр.), методических (подготовка необходимых методических пособий, рекомендаций, дидактических материалов, методическая подготовка исполнителей и пр.) проблем;
4 – апробацию социально-педагогической технологии или ее элементов (репетиция реализации) – проводится, если есть такая необходимость и возможность;
5 – планирование реализационной деятельности. Оно предусматривает разработку графика реализации цели по времени, месту и видам занятий. План показывает вариант регламентационной социально-педагогической деятельности всех специалистов, обеспечивающих реализацию технологии. На его основе в процессе реализации осуществляется мониторинг практической деятельности и ее результатов;
6 – постановку задач исполнителям по организации деятельности. Это заключительный подэтап деятельности, предшествующий практической работе специалистов. В ходе его уточняются порядок реализации плана социально-педагогической работы, вопросы согласования, взаимодействия различных специалистов, снимаются нерешенные проблемы, уточняются особенности мониторинга деятельности и другие вопросы.
IV. Структура технологии реализации социально-педагогической цели.
Это ведущее звено социально-педагогической работы специалистов (социальных педагогов) с клиентами. Непосредственная практическая деятельность по реализации социально-педагогической цели включает свои этапы, каждый из которых имеет свое назначение и качественно-количественное отличие. В нее входят поэтапная реализация основного метода (совокупности методов), оценка результата каждого из этапов, необходимая коррекция последующей цели, содержания и методики деятельности, переход к следующему этапу.
Первый этап занимает особое место в практической деятельности. В ходе этапа осуществляется адаптация в социально-педагогической деятельности и субъекта, и объекта. Это необходимо для налаживания педагогического взаимодействия между субъектом и объектом, достижения основы для единства, согласованности, взаимопонимания, взаимоучастия, взаимосогласия. В зависимости от уровня решения проблемы на данном этапе во многом зависит эффективность последующей педагогической деятельности.
Второй этап включает реализацию специалистом намеченных в плане работы с клиентом социально-педагогических мер, в том числе посреднической помощи.
Практика показывает, что элементы решения данной задачи далеко не всегда могут быть реализованы социальным педагогом. Особенно это характерно при работе с проблемными детьми по их индивидуальному развитию и воспитанию, перевоспитанию, исправлению. Достаточно трудно она решается также в работе по педагогической коррекции детей, имеющих отклонения умственного развития, эмоциональной или активно-волевой сферы.
Затем на третьем этапе осуществляется включение объекта в процессы саморазвития, самовоспитания. По завершении реализации задач первого этапа следует оценка его результата. Она позволяет оценить действенность проделанной работы и принять решение о коррекции последующей цели (следующего этапа) и методики ее реализации как составной части деятельности по реализации цели. При плановом протекании процесса реализации сразу (без коррекции) принимается решение о переходе к следующему этапу деятельности.
В процессе социально-педагогической работы, направленной на реализацию этапов целевой деятельности, решается важнейшая проблема – постепенное включение объекта в работу над собой, решение своих социально-педагогических проблем, превращение его в субъекта самосо-вершенствования. По мере того как растет его активность и уверенность в успешности работы, он все больше проникается верой в социального педагога, становится его союзником в решении своих проблем. Постепенно объект превращается в субъекта, а социальный педагог становится его союзником в последующей социально-педагогической работе над собой, достижении целей самосовершенствования.
На завершающем этапе реализации цели делается общий вывод о качестве выполнения социально-педагогической работы, достижении ранее спрогнозированной цели.