Поиск решения (разработка альтернативных решений и их сравнительный анализ, разработка и внедрение решений и системы контроля).
Диагностика (выдвижение гипотез для объяснения причин, проверка гипотез).
Последний, четвёртый этап — это этап стандартизации новой системы, на которую надо будет ориентироваться (цикл SDCA) при наблюдении (отслеживании) за системой с помощью её контроля. Этот этап является наиболее важным, позволяющим по результатам отслеживания процесса выяснить дальнейшие пути его улучшения.
Развитием идей Э. Деминга, а также обобщением опыта их внедрения в промышленности стала концепция Всеобщего управления качеством, которая начала складываться в 70-е годы благодаря работам А. Фейгенбаума и получила свое законченное развитие в настоящее время. На рис. 1.5. изображена «Башня качества».
«Башня качества» включает принятые в литературе следующие элементы: «Контроль качества», «Управление качеством», «Обеспечение качества», «Планирование качества», «Экология качества»
|
|
Рисунок 1.5 «Башня качества»
«Политика в области качества» в данной классификации включена в «Планирование качества», а введённый в рисунке «Контроль качества» входит в «Обеспечение качества». Элемент «Экология качества» будет рассмотрен ниже.
Таким образом, основными чертами TQM являются:
1. Интеграция усилий и участие в задаче обеспечения качества сотрудников всех иерархических уровней, т. е. и руководителей, и подчиненных.
2. Осознание и руководителями, и исполнителями того, что качество — задача всех сотрудников, а не какого-либо специального Подразделения.
3. Деятельность в соответствии с жизненным циклом продукта (от маркетинговых исследований и разработки концепции продукта до его сервиса у потребителя и утилизации).
4. Постоянное повышение квалификации, обучение, переподготовка всех сотрудников.
5. Учёт общечеловеческих и социальных компонентов в работе, понимание того, что основой качества является качество труда, которое определяется не столько техникой и технологией, сколько мотивацией сотрудников на качественный труд.
6. Структурирование деятельности, т. е. разбивка её на взаимосвязанные технологические процессы, операции, переходы.
7. Каждое последующее звено в технологической цепочке рассматривается как потребитель (так называемый внутренний потребитель).
8. Осознание всеми сотрудниками того, что целью процессов является выполнение требований потребителя как внутреннего, так и внешнего.
9. Закрепление пожелания потребителя как меры качества.
|
|
10. Постоянное улучшение всех без исключения процессов на предприятии.
11. Постоянное применение всеми сотрудниками новых технологий и методов обеспечения качества.
12. Инжиниринг качества, т. е. организация разработки продуктов на основе учёта требований потребителей.
13. Тщательный учёт и анализ затрат на дефектную продукцию, услуги.
14. Основной упор в управлении — на предупредительные меры, предотвращающие дефекты.
15. Командная работа и ответственность менеджеров.
16. Особые обязательства высшего управленческого персонала по руководству предприятием (лидерство в области качества).
17. Осознание высшим руководством предприятия задачи повышения качества как цели предпринимательства.
18. Сосредоточение усилий высшего руководства предприятия на создании стратегии предпринимательства и корпоративной культуры организации.
В настоящее время большинство предприятий в развитых странах, работающих как в сфере производства, так и в сфере услуг, руководствуются принципами TQM. УК
Тема 2: «Философия стандартов ИСО 9000
и 14000»
2.1. Международные стандарты ИСО 9000 по обеспечению и управлению качеством
Правительства многих стран, осознавшие роль Всеобщего управления качеством в экономике, ищут пути продвижения концепций TQM в практику своих компаний. Часто проявляют заинтересованность в этом направлении регионы, например Европа, Юго-Восточная Азия и Северная Америка.
Сегодня в арсенале средств продвижения TQM наиболее видное место занимают стандарты (национальные, региональные, международные), устанавливающие требования к системам качества, и премии за качество (национальные и региональные).
Среди первых, несомненно, выдающееся место занимают стандарты Международной организации по стандартизации ИСО семейства 9000. В 1987, 1994, 2000 и 2008 гг. были опубликованы четыре их версии.
Роль и развитие стандартов ИСО серии 9000. Стандарты обобщили накопленный в мировой практике опыт организации работ по качеству путём применения на предприятиях набора апробированных видов работ (функций, элементов) и объединения их в единую систему качества. Поэтому для улучшения организации работы по качеству на предприятии следует обратиться к этому опыту, так как для того, чтобы выпускать продукцию на уровне мировых стандартов, нужно, чтобы и организация работ по качеству соответствовала современному международному уровню.
Рекомендации стандартов ИСО 9000 используются, однако не только при создании систем качества, но и в качестве критериев оценки систем качества при сертификации и заключении контрактов, когда заказчики проверяют и оценивают возможности поставщиков обеспечить стабильность требуемого качества продукции. Поэтому после опубликования стандартов многие предприятия, особенно те, которые осуществляют экспортные поставки, стремятся организовать работу по качеству с учётом рекомендуемых в стандартах видов работ (функций, элементов).
Разработчик стандартов — ISO (Всемирная федерация национальных органов по стандартизации) основана в 1947 году, её членами являются 132 национальные организации, из которых 90 — полноправные члены. Всемирная организация по стандартизации включает в своём составе технические комитетов, которые занимаются разработкой стандартов. Разработка стандартов ISO серии 9000 проводилась техническим комитетом ISO/TK 176 «Общее руководство качеством и обеспечение качества». Инициатива создания этого комитета принадлежала Британскому институту стандартов (BSI).
История стандартов ИСО серии 9000, которая является также историей системы менеджмента качества, кратко состоит в следующем. После второй мировой войны требования по качеству были сформулированы в военном ведомстве США, в результате чего появились «05 series MOD (Ministry Of Defense) Quality Standards» (Стандарты Министерства обороны серии 05) и «AQAP (Allied Quality Assurance PubIication) series of NATO (North Atlantic Treaty Organization) Standards» (Союзнические публикации по обеспечению качества НАТО). Между тем ведущие компании, особенно в автомобильной промышленности, начали издавать собственные стандарты на системы качества и приводить деятельность своих поставщиков в соответствие с ними. С целью уменьшения числа этих стандартов и многочисленных механизмов оценок British Standard Institution (BSI) Британский институт стандартов - переработал военные стандарты для применения на предприятиях, поддерживающих коммерческие рынки, в результате чего в 1979г. появились публикации BS 5750.
|
|
ИСО 9001 (BS 5750 часть 1) относился к техническим условиям для систем обеспечения качества по проектированию, разработке, производству, монтажу и обслуживанию.
ИСО 9002 (BS 5750 часть 2) относился к техническим условиям для систем обеспечения качества по производству, монтажу и обслуживанию в тех случаях, когда проектирование выполняется внешними организациями или не подвергается изменениям.
ИСО 9003 (BS 5750 часть 3) определяло системы обеспечения качества, которые используются в методике окончательного контроля и испытания.
Стандарт ИСО 9000 (BS 5750 часть 0.1) представлял собой руководящие указания по выбору и использованию соответствующей части стандартов ИСО серии 9000.
ИСО 9004 (BS 5750 часть 0.2) представлял собой руководящие указания по общему менеджменту качества и по элементам систем обеспечения качества в пределах серии ИСО 9000/BS 5750, а также содержал дополнительное указание, относящееся к другим областям, например к маркетингу и затратам по обеспечению качества.
В конечном итоге необходимость в международном стандарте вылилась в подготовку и издание в 1987г. стандартов серии ISO 9000 Техническим Комитетом ISO № 176 (ISO/TC 176), который разработал их, взяв за основу BS 5750. После опубликования этого стандарта ВS 5750 были приведены в соответствие со стандартами ISO 9000 и переизданы в июне 1987г. Новая версия ВS 5750 стала использоваться для оценок с октября 1987г.
|
|
Европа, стремящаяся к созданию общего рынка, первой внедрила стандарты ИСО 9000, ввела сертификацию на соответствие этим стандартам и провозгласила их применение в качестве стратегии устранения преград свободной торговле.
В ноябре 1987 года стандарты ИСО серии 9000 были приняты Европейским комитетом по стандартизации (European Committee for Standardization) и введены в виде европейских стандартов EN серии 29000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания к выбору и применению» идентичные ISO 9000. Уже в 1987 году каждая страна — член ЕС и Европейской ассоциации свободного обмена (ЕАСО) взяла на себя обязательство применять эти стандарты. Это были: Германия, Австрия, Бельгия, Дания, Испания, Финляндия, Франция, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Великобритания, Швеция и Швейцария.
Сразу же после утверждения стандарты ИСО серии 9000 стати широко применяться практически на всех континентах земного шара.
Таким же образом многие страны выпускают собственные стандарты, переводя ИСО 9000 на национальные языки и придавая переводу статус национального стандарта. Так, в Российской Федерации выпущен ряд стандартов, гармонизированных со стандартами ИСО 9000, который составил отечественную серию ГОСТ P ИСО 9000-2008.
Япония, принимая активное участие в работе ISO/TK 176. не вводила вначале стандарты ИСО серии 9000, так как считала, что они отражают минимальные требования к системам качества, а японские системы качества находятся на более высоком уровне. Однако невыполнение требований этих стандартов создало Японии трудности в торговле на рынке ЕС, и в 1991 году Япония ввела в качестве национальных стандарты ИСО серии 9000.
Стандарты серии ИСО 9000 - это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной организации, известной как «ISO/Технический Комитет 176» (ISO/ТС 176).
Появление стандартов ИСО 9000 явилось логическим результатом развития управления качеством. Это развитие проходило от зарождения и развития отдельных элементов в рамках общего управления предприятиями до интеграции элементов и перехода к комплексному, а затем тотальному управлению качеством. С принятием стандартов ИСО 9000 был установлен определенный уровень комплексного управления качеством, который обеспечивает эффективное управление качеством при условии, что в практику работ предприятия действительно внедрены все необходимые элементы из ИСО 9000, а также те, которые требуются дополнительно из-за специфики предприятия. Такой уровень даёт заказчикам дополнительную гарантию стабильности качества продукции у поставщиков за счёт внедрения системы в работе по качеству. Дело в том, что обязательства поставщика в паспортах и формулярах готовой продукции не могут служить полной гарантией выполнения требований заказчика из-за возможных ошибок в проектировании и при изготовлении продукции, а также из-за недостатков в организации работ (плохой контроль, слабая мотивация персонала и др.). Поэтому для заказчика важно, чтобы гарантийные обязательства дополнялись наличием у поставщика системы в работе по качеству (системы качества), соответствующей стандартам ИСО 9000. Это даёт уверенность, что у поставщика работа по качеству ведётся не авральным методом, а планомерно и систематически, благодаря чему только и может быть обеспечена стабильность качества продукции.
Стандарты ИСО серии 9000 являются наиболее известными и успешно применяемыми из 13 тыс. стандартов, изданных организацией ISO с момента начала работы в 1947 году. Эти стандарты являются международным исходным документом по требованиям к качеству в коммерческих сделках между предприятиями. Международные стандарты ISO серии 9000 являются основой более 350 тыс. сертифицированных систем управления качеством на предприятиях государственного и частного сектора в 150 странах.
Успех их применения обусловлен следующими факторами:
• стандарты содержат проверенные временем и опытом многочисленных процветающих предприятий концепции и положения внутреннего руководства качеством и модели по внешнему обеспечению качества;
• стандарты являются универсальным инструментом оценки систем качества второй и третьей стороной;
• стандарты совершенствуются, развиваются, и их содержание (требования) удовлетворяет растущие потребности международного менеджмента качества.
Требования Международных стандартов ИСО серии 9000 являются рекомендуемыми, и их применение на предприятии добровольно
Однако бесспорно, что применение этих стандартов и создание на предприятии системы качества, соответствующей всем требованиям современного менеджмента качества, приносит повышение конкурентоспособности и качества продукции, снижает затраты, увеличивает прибыль и повышает деловую активность.
Стандарты ИСО серии 9000 признаны в России, Беларуси, Украине и в других странах СНГ. На их основе в этих странах созданы национальные стандарты.
Принципы качества, заложенные в стандартах ИСО серии 9000 и TQM, взаимно дополняют друг друга, что позволяет усовершенствовать качество продукции (услуг), качество организации процессов и уровень квалификации персонала и достичь более быстрого и эффективного развития деятельности организации (Табл. 2.1)
Таблица 2.1 Соответствие принципов качества
ИСО 9000 и TQM
№ | Принципы ИСО 9000 | Принципы TQM |
Ориентация на потребителя | Ориентация потребителей и их удовлетворенность | |
Лидерство руководителя | Уверенное руководство | |
Вовлечение работников | Ориентация на сотрудников их вовлечение и мотивация | |
Процессный подход | Эффективность менеджмента процессов | |
Системный подход к менеджменту | Системный подход к управлению | |
Постоянное улучшение | Непрерывное улучшение и инновации | |
Принятие решений, основанное на фактах | Управление, основанное на фактах и данных | |
Взаимовыгодные отношения с поставщиками | Развитие корпоративного сотрудничества с партнерами | |
- | Ориентация на результат и достижение целей | |
- | Постоянное обучение сотрудников | |
- | Ответственность перед обществом |
Модель системы обеспечения качества в соответствии с нормами МС ИСО серии 9000
Общие требования стандарта ИСО 9001:2008 заключаются в том, что организация должна:
- задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества (СМК);
- постоянно улучшать результативность СМК;
- определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;
- определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
- определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
- обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
- осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
- принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Для реализации этих требований стандарт ИСО 9001:2008 указывает пять групп процессов, которые как минимум должны находиться под управлением СМК. Нумерация соответствует нумерации аналогичных разделов ИСО 9001:2008.