Содержательный аспект урока | ||||
1. Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | ||||
Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития учащихся | Содержание учебных заданий не соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса (является слишком сложным либо достаточно простым, рассчитанным на зону актуального развития учащихся) | |||
2. Реализация компетентностного подхода | ||||
Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью | Содержание урока не предусматривает реализацию компетентностного подхода. Отсутствует связь обучения с жизнью, теории с практикой | |||
3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий | ||||
На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации | На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу и требующие применения знаний в знакомой, стандартной ситуации | |||
4. Развивающая направленность заданий | ||||
Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер | Задания развивающего характера практически отсутствуют. Преобладают задания обучающего характера | |||
Структура и логика построения урока | ||||
5. Структура урока | ||||
Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике учебного предмета | Структура урока не соответствует системе обучения, программе или специфике учебного предмета | |||
6. Логика построения урока | ||||
Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока | Нарушена логика построения урока, отсутствует система в подборе и последовательности предъявления учебных заданий. Соотношение частей урока не продумано | |||
Методический и технологический аспекты урока | ||||
7. Формы учебной работы | ||||
Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа детей в парах и микрогруппах. На уроке предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста учащихся и типа урока | Формы учебной работы являются однообразными. Преобладает фронтальная форма работы. На уроке очень мал объем самостоятельной работы учащихся. В процессе индивидуальной самостоятельной работы учащихся класса один из учеников выполняет это же задание на доске | |||
8. Методы обучения и методические приемы | ||||
На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся | На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность учащихся носит преимущественно репродуктивный характер, диалог строится по принципу «вопрос — ответ» | |||
9 Характер используемой наглядности | ||||
Широко используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и др.) | Преобладает использование образной наглядности (картинок, иллюстраций и т.п.) | |||
10. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения | ||||
Используемая наглядность функциональна, т.е. используется для решения определенной учебно-практической задачи. Средства обучения используются целесообразно с учетом специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития | Наглядность используется «ради наглядности», как средство привлечения внимания детей, не выполняя при этом дидактической функции. Средства обучения выбраны без учета специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития, используются нецелесообразно | |||
11. Организация оперативной обратной связи | ||||
Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Используются разнообразные способы и средства обратной связи (в том числе и сигнальные) | Не продумана организация оперативной обратной связи. Учитель не отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, не осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Средства обратной связи не используются | |||
12. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей | ||||
Ведется тонкий учет индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения (на одном или нескольких этапах урока) | Работа строится в расчете на «среднего» ученика, индивидуальные особенности детей не учитываются. Не предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения | |||
13. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | ||||
На уроке обеспечена положительная учебная мотивация, ведется целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов | Учитель не ведет целенаправленную работу по формированию у учащихся положительной учебной мотивации. Дети демонстрируют низкий уровень учебной мотивации | |||
14.Постановка учебных задач. Организация целеполагания | ||||
На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Учащиеся принимают участие в целе-полагании. Ведется работа по усвоению детьми способов действия | На уроке вообще не ставятся перед детьми задачи деятельности или ставятся преимущественно практические задачи. Учащиеся не осознают целей своей деятельности, не понимают способов действия, с помощью которых выполняются задания | |||
15. Формирование познавательных УУД | ||||
Учащиеся осваивают одно или несколько познавательных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.) | Отсутствует выполнение познавательных УУД. Учащиеся выполняют только предметные действия, связанные с усвоением программного материала | |||
16. Формирование регулятивных УУД | ||||
Учащиеся осваивают одно или несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.). Урок имеет рефлексивную направленность | Отсутствует выполнение регулятивных УУД. Урок не имеет рефлексивной направленности. Контроль и оценку осуществляет учитель | |||
17. Формирование коммуникативных УУД | ||||
Учащиеся выполняют одно или несколько коммуникативных УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, выражение собственных мыслей и др.) | Отсутствует выполнение коммуникативных УУД. Учащиеся преимущественно односложно отвечают на вопросы учителя | |||
18. Характер активности детей | ||||
Учащиеся проявляют на уроке познавательную активность. Дети выступают в роли субъектов деятельности | На уроке активен преимущественно учитель. Дети в основном слушают учителя и выполняют задания по образцу. Ученики выступают в роли объектов воздействия учителя | |||
Организационный аспект урока | ||||
19. Темп проведения урока | ||||
Выбран оптимальный темп урока. Соблюдаются временные рамки выполнения заданий | Темп урока чересчур быстрый (многие дети не успевают выполнять задания) или чересчур медленный (много пауз, затянутость отдельных этапов урока и т.п.). Не соблюдаются временные рамки выполнения заданий | |||
20. Организация класса, дисциплина | ||||
Четкая организация класса, управление учителем деятельностью детей и их дисциплиной. Дисциплина поддерживается за счет интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность. Возможен рабочий шум во время проведения парной и групповой работы | Отсутствие четкости в организации класса. Либо наблюдается плохая дисциплина детей на уроке, неумение учителя ею управлять, либо дисциплина поддерживается за счет жестких мер со стороны учителя и боязни наказаний со стороны детей | |||
Коммуникативный и личностный аспекты урока | ||||
21. Организация учебного сотрудничества | ||||
Организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гибкий с преобладанием демократичного | Учебное сотрудничество отсутствует. Возникают конфликтные ситуации. Дети боятся отвечать, напряжены, скованны. Стиль общения преимущественно авторитарный. Учитель требует соблюдать установленные им правила изаданные образцы выполнения заданий | |||
22. Психологический климат урока | ||||
На уроке преобладает благоприятный психологический климат, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям | Психологический климат урока неблагоприятен, учитель делает много замечаний, повышает голос, управляет классом «силовыми» методами | |||
23. Учет личностных особенностей учащихся | ||||
На уроке создаются ситуации успеха, ситуации выбора. Ученики имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их субъектный опыт. Учитываются интересы учащихся | Личностные особенности детей на уроке не учитываются | |||
Педагогическая техника учителя | ||||
24. Владение речью | ||||
У учителя выразительная речь, отсутствуют речевые ошибки, он владеет голосом | Речь учителя недостаточно выразительная, он допускает речевые ошибки, говорит слишком тихо или громко, монотонно | |||
25. Владение невербальными средствами общения * | ||||
Учитель демонстрирует мастерство в использовании мимики, жестов и других невербальных средств общения | Учитель демонстрирует неумение применять невербальные средства | |||
Самоанализ урока учителем | ||||
26. Формулировка учителем целей урока | ||||
Учитель четко и конкретно формулирует как развивающие, так и дидактические цели урока | Учитель формулирует цели недостаточно конкретно или неполно (называет только дидактические цели и затрудняется определить развивающие) | |||
27. Соотнесение учителем целей и результатов урока | ||||
Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели удалось реализовать, а какие нет, и по какой причине | Учитель не может соотнести цели и результаты урока | |||
Рекомендуем следующие варианты применения схемы
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 1. Можно проставлять необходимые баллы в распечатанной схеме. В процессе анализа урока обводятся баллы 5 или 4, *если урок соответствует характеристике, записанной слева. Обводятся баллы 1 или 2, если урок соответствует характеристике, записанной справа. Балл 3 обводится в том случае, если на уроке имеются характеристики, записанные и слева, и справа.
Вариант 2. Схема распечатывается на отдельных листах и может использоваться многократно. Для оценки конкретного урока используется специальный бланк (см. ниже). В бланке обводится балл в соответствии с критериями оценки:
— соответствует полностью характеристике развивающего обучения (записанному слева);
— соответствует в основном характеристике развивающего обучения (записанному слева);
— имеются отдельные черты как развивающего обучения (записанные слева), так и традиционного обучения (записанные справа).
— соответствует в основном характеристике традиционного обучения (записанному справа);
— соответствует полностью характеристике традиционного обучения (записанному справа)