Теоретические указания по выполнению домашней (контрольной) работы по теме: «рынки факторов производства»

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

Вариант                        
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ (КОНТРОЛЬНОЙ) РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Совершенная и несовершенная конкуренция»

В экономической науке выделяют следующие типы рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, чистая (абсолютная) монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой большое количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничен; число покупателей на этом рынке весьма велико, все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров. В таких условиях ни одна фирма не обладает долей рынка, способной повлиять на цену продукта. При увеличении объема производства какой-либо фирмой, оперирующей на этом рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает.

На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей ценой, выступает как «прайс-тейкер»; при этом потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса. Поэтому средний доход (АR) фирмы и ее предельный доход (МR) равны рыночной цене продукта, а линии среднего и предельного дохода совпадают с кривой спроса. Общий доход (ТR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и равен текущей рыночной цене (правило МR=МС=Р). Максимум прибыли в этом случае не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль. Если цена точно равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость производства, то есть получает нулевую прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точки закрытия).

Кривая предложения конкурентной фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли, на краткосрочном временном интервале совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек. Для отрасли в целом краткосрочная кривая предложения иллюстрирует изменение объема продукции, предлагаемой для продажи всеми фирмами при изменении рыночной цены. Равновесная цена устанавливается на таком уровне, при котором общий объем предложения равен общему объему спроса на продукцию отрасли. При этом каждая индивидуальная фирма может либо получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости (получать нормальную бухгалтерскую прибыль).

Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки вынудят фирмы покинуть отрасль. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек (LАСТ) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства при котором выполняется условие Р=МR=SАСТ=SМС=LАСТ =LМС.

Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Этот термин относится и к самому единственному продавцу товара. Возникновению монополии способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов.

Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон. Поэтому монополист может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товара. В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции, всегда ниже ее цены.

Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода и предельного дохода простой монополии. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, предельный доход равен нулю и общий доход максимальный. Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотою кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек. Так как монополия может манипулировать объемом производства и ценой продукта, для нее не существует какой-то определенной кривой предложения. В некоторых ситуациях монополия может осуществлять ценовую дискриминацию—устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей. В случае совершенной ценовой дискриминации (на каждую продаваемую единицу продукции устанавливается соответствующая цена спроса) монополист перераспределяет в свою прибыль весь излишек покупателей. При этом монополия предлагает на рынок такой же объем продукции, какой был бы в условиях конкурентной отрасли.

Монополия может использовать сегментирование рынка, то есть устанавливать разные цены для различных групп покупателей. Такая ценовая дискриминация увеличивает прибыль монополии, только если группы покупателей различаются по чувствительности на изменение цены. Чтобы максимизировать прибыль, монополия выпускает такой объем продукции при котором MR=МС, а затем назначает для каждой группы покупателей (рынка) максимально возможные цены, которые они готовы заплатить

В сравнении с конкурентной отраслью монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар. Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества, возникающих из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска. Кроме того, монополия перераспределяет в свою пользу часть доходов потребителей.

Существуют отрасли, в которых экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена. Такие отрасли называются естественными монополиями и находятся под контролем государства. По отношению к естественным монополиям возможны различные варианты государственного регулирования ценообразования:

1. Цена устанавливается равной предельным издержкам (Р=МС).

2. Цена устанавливается равной средним издержкам (Р = АС).

3. Устанавливается «двухставочный тариф».

Эффективность всех перечисленных вариантов регулирования проблематична.

На рынках с монополистической конкуренцией каждая из множества мелких фирм производит товар, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов, существует свободный вход на рынок. Кривые спроса на товар любой фирмы имеют отрицательный наклон (убывают). Поэтому производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров. Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и кривой предельного дохода, а цена задается кривой спроса.

Свободный вход на рынок новых производителей приводит к тому, что в долгосрочной перспективе на таких рынках устанавливается равновесие, при котором цена равна средним общим издержкам, и каждая фирма получает только нормальную прибыль (нулевую экономическую прибыль). Тем не менее цена превышает предельные издержки и минимально возможные в долгосрочном плане средние издержки. Это значит, что монополистически конкурентные фирмы оперируют с избыточными мощностями.

На олигополистических рынках конкурируют только несколько продавцов, а вход в отрасль для новых фирм затруднен или невозможен. Главная черта такой рыночной структуры состоит в существовании олигополистической взаимосвязи. Каждая фирма, оперирующая в условиях олигополии, вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены или объема выпуска.

Олигополистическая взаимосвязь может принимать различные формы. Це­новые войны на рынках олигополии могут приводить к тому, что цены опустятся до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать неблагоприятного воздействия ценовой войны на доходы, фирмы могут договориться о создании картеля в целях совместной максимизации прибыли путем ограничения объемов выпуска и фиксации цен. На практике картели обычно оказываются нестабильными.

В теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. Общей теории олигополии не существует.

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ»

ЗАДАНИЕ № 1

Опишите общие черты рынков несовершенной конкуренции. Критерии несовершенной конкуренции.

ЗАДАНИЕ № 2

Сформулируйте основные характеристики рынка совершенной конкуренции.

ЗАДАНИЕ № 3

Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.

ЗАДАНИЕ № 4

Почему конкурентная фирма не может влиять на рыночную цену продукта?

ЗАДАНИЕ № 5

Как конкурентная фирма, максимизирующая прибыль, принимает решение о предложении товаров и услуг?

ЗАДАНИЕ № 6

Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?

ЗАДАНИЕ № 7

Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и предельных издержек?

ЗАДАНИЕ № 8

Каковы принципиальные варианты поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах?

ЗАДАНИЕ № 9

Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли, на ваш взгляд, роль этого типа рынка в экономике нашей страны?

ЗАДАНИЕ № 10

Препятствуют ли патенты, лицензии и авторские права конкуренции? И если да, должны ли такие ограничения конкуренции иметь место в экономике?

ЗАДАНИЕ № 11

Каковы пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями?

ЗАДАНИЕ № 12

Покажите как формируется кривая предложения конкурентной фирмы.

ЗАДАНИЕ № 13

Почему в определенных условиях фирмы временно прекращают производство продукта? Зачем временно останавливают производство на российских заводах?

ЗАДАНИЕ № 14

Как в условиях конкурентной экономики достигается наиболее эффективное использование ресурсов общества? Почему даже на рынках с высокой степенью конкуренции может понадобиться вмешательство государства?

ЗАДАНИЕ № 15

Ведет ли широкое распространение малых предприятий к изменению цен?

ЗАДАНИЕ № 16

Почему на контролируемых криминалом рынках нет свободного ценообразования?

ЗАДАНИЕ № 17

В чем состоят специфические условия рынка монополистической конкуренции? Объясните к чему приводит дифференциация продукта.

ЗАДАНИЕ № 18

Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции? Объясните почему дифференциация продукта играет большую роль в адаптации российской экономики к рынку.

ЗАДАНИЕ № 19

Объясните принцип выбора оптимального размера выпуска продукции в условиях монополистической конкуренции.

ЗАДАНИЕ № 20

Чем монополистическая конкуренция отличается от совершенной? От чистой монополии? Почему прибыль предприятия в условиях монополистической конкуренции тяготеет к нулевому уровню?

ЗАДАНИЕ № 21

Опишите динамический аспект положения фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Какую роль играют повторные дифференциации продукта?

ЗАДАНИЕ № 22

Какую роль играет реклама в экономике? Опишите позитивные и негативные стороны современной российской рекламы.

ЗАДАНИЕ № 23

Насколько распространена монополистическая конкуренция в мировой и российской экономике? На рынках каких товаров она преобладает?

ЗАДАНИЕ № 24

Сформулируйте плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции. Прокомментируйте «теорему избыточной мощности».

ЗАДАНИЕ № 25

Почему так назойлива реклама на российском телевидении? Необходимо ли государственное регулирование рекламной деятельности в России?

ЗАДАНИЕ № 26

Производят ли олигополии эффективный объем выпуска?

ЗАДАНИЕ № 27

Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции? Почему «да» или почему «нет»? В каком случае мы можем говорить о преобладании конкуренции при исследовании монополистической конкуренции?

ЗАДАНИЕ № 28

Нарисуйте набор реакций, приводящих к установлению неустойчивого равновесия.

ЗАДАНИЕ № 29

В каких отраслях российской промышленности сложилась олигополия, а где существует монополистическая конкуренция?

ЗАДАНИЕ № 30

Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?

ЗАДАНИЕ № 31

Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?

ЗАДАНИЕ № 32

Почему существуют олигополии? Что отличает олигополию от монополистической конкуренции? Перечислите основные разновидности олигополии.

ЗАДАНИЕ № 33

Может ли фирма, являющаяся лидером, когда - либо получить в равновесии по Стакельбергу более низкую прибыль, чем в равновесии по Курно?

ЗАДАНИЕ № 34

Есть ли картели в современной России? Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях господства картелей?

ЗАДАНИЕ № 35

Что такое синдикаты? Опишите роль катрельных соглашений в царской России и в современных условиях в нашей стране.

ЗАДАНИЕ № 36

Всегда ли равновесие с доминирующими стратегиями являются равновесиями по Нешу? Всегда ли равновесия по Нешу являются равновесиями с доминирующими стратегиями?

ЗАДАНИЕ № 37

Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка? Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?

ЗАДАНИЕ № 38

Какие рыночные структуры в наибольшей степени присущи современной развитой экономике? Является ли преобладание той или иной структуры характерным только для каких – то отдельных отраслей экономики или это закономерное явление современной экономики в целом?

ЗАДАНИЕ № 39

Опишите особенности монополистического рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?

ЗАДАНИЕ № 40

Как устанавливается рыночное равновесие в условиях монополии?

ЗАДАНИЕ № 41

Что такое ценовая дискриминация? Какие разновидности ее вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?

ЗАДАНИЕ № 42

Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий? Опишите проблему национализации и приватизации естественных монополий в мире и в России?

ЗАДАНИЕ № 43

В чем состояли особенности государственного монополизма советской эпохи?

ЗАДАНИЕ № 44

Какие основные пути снижения уровня монополизации российской экономики вы знаете? Их плюсы и минусы. Существует ли связь монополизации российской экономики и глубины современного кризиса в ней?

ЗАДАНИЕ № 45

В силу каких причин на конкурентном рынке может возникнуть монополия, а на монопольном рынке иметь место конкуренция?

ЗАДАНИЕ № 46

Может ли монопольная фирма перераспределить в свою пользу весь потребительский излишек? Чем более прибыльна фирма, тем сильнее у нее монопольная власть. Так ли это? Объясните.

ЗАДАНИЕ № 47

Что такое х-неэфективность? Каковы причины ее появления? Всегда ли монополия приводит к х-неэффективности? В каких случаях монополия способствует техническому прогрессу?

ЗАДАНИЕ № 48

Почему каждый из участников совершенной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на рынок? Как конкурируют фирмы в условиях совершенной конкуренции, если все они выпускают однородную продукцию?

ЗАДАНИЕ № 49

Кратко укажите основные признаки совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Под какую из этих рыночных классификаций наиболее точно подходит каждой из следующих определений: а) супермаркет; б) сталелитейная промышленность; в) Сбербанк; г) автомобильная промышленность. В каждом случае обоснуйте вашу классификацию.

ЗАДАНИЕ № 50

Строго говоря, совершенная конкуренция никогда не существовала и, вероятно, существовать не будет. Тогда зачем ее изучать?

ЗАДАНИЕ № 51

Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Зависимость ее общих издержек от объема выпуска такова:

Выпуск в час, шт.              
Общие издержки, руб.              

Если цена товара составляет 8 руб. за штуку, то какой объем должна установить фирма? Ниже какого уровня должна упасть цена, чтобы фирма безусловно прекратила выпуск данного товара?

ЗАДАНИЕ № 52

В небольшой стране маслобойная отрасль является конкурентной и в ней действуют 10 одинаковых фирм с постоянными (не зависящими от объема производства отрасли) в долгосрочном периоде издержками. Долгосрочные и краткосрочные издержки каждой фирмы задаются уравнением:

МС=40–12х+х2,

где х – выпуск продукции данной фирмой.

Долгосрочные средние издержки каждой фирмы минимизируются при выпуске х=12 единиц, а краткосрочные – при выпуске 9 единиц.

Рыночный спрос как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах задается уравнением:

Р=160–Х,

где Х – отраслевой выпуск, Р – цена единицы продукции

a) Находится ли отрасль в состоянии долгосрочного равновесия? Объясните, как вы пришли к ответу.

Политика свободной торговли в этой стране привела к тому, что иностранные производители получили доступ на рынок и теперь могут продавать любое количество масла по цене 20 за единицу.

b) Будут ли теперь местные маслобойные фирмы в краткосрочном периоде прекращать производство?

c) Проанализируйте долгосрочный эффект установления режима свободной торговли на маслобойную промышленность. Как вы получили ответ?

d) Кто будет противником введения свободной торговли в стране? Кто будет ее сторонником?

ЗАДАНИЕ № 53

Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Функция общих зат­рат в коротком периоде представлена в таблице.

Выпуск продукции, шт.            
Общие затраты, ден. ед.            

В отрасли занято 1000 одинаковых фирм. Кривая рыночного спроса на про­дукцию этих фирм представлена в таблице.

Цена, ден. ед.        
Объем спроса, шт.        

Определить равновесную цену.

ЗАДАНИЕ № 54

Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Функция общих зат­рат имеет вид ТС=0,1Q2+15Q+10. Какой объем производства продукции выберет фирма, если цена товара 25 ден. ед.?

ЗАДАНИЕ № 55

В отрасли с совершенной конкуренцией функционирует 100 одинаковых фирм. Функция общих затрат каждой из них имеет вид ТС=2Q2.

Определить:

1. Функцию предложения одной фирмы и всей отрасли;

2. Равновесные значения цены и объема производства продукции, если функция спроса на продукцию отрасли имеет вид Qd=500-100Р.

ЗАДАНИЕ № 56

Известно, что рынок бензина в стране Х находится в условиях совершенной конкуренции. Спрос на бензин описывается уравнением Qd=200-20Р. Сред­ние издержки типичной бензоколонки равны АТС=5+(Q-5)2.

Какое число бензоколонок должно действовать в отрасли в долгосрочной пер­спективе?

ЗАДАНИЕ № 57

В отрасли с совершенной конкуренцией функция общих затрат каждой фирмы име­ет вид ТС=Q3-4Q2+8Q. Отраслевая функция спроса равна Qd=2000-100Р.

Определить равновесную комбинацию цены и выпуска в отрасли, а также чис­ло фирм в отрасли в длительном периоде.

ЗАДАНИЕ № 58

Функция общих издержек фирмы имеет вид

ТС=6Q+2Q2.

Какую прибыль получит фирма, производящая 25 единиц товара, реализуя их на совершенно конкурентном рынке по цене 36 ден. ед. за единицу продукции?

ЗАДАНИЕ № 59

Известно, что издержки конкурентной фирмы описываются функцией ТС=16+Q2. Если рыночная цена на продукцию фирмы снижается, то при каком объеме выпуска в краткосрочном периоде фирма не будет получать экономической прибыли?

ЗАДАНИЕ № 60

Средние издержки конкурентной фирмы описываются формулой АС=40+2Q.

Как изменится объем выпуска фирмы, если цена на продукцию с 200 руб. за штуку упадет до 100 руб. за штуку?

ЗАДАНИЕ № 61

Фирма выпускает товар в условиях совершенной конкуренции и продает его по цене 14 ден. ед. Функция общих издержек фирмы ТС=2Q+Q3. При каком объеме выпуска прибыль фирмы будет максимальна?

ЗАДАНИЕ № 62

Спрос на продукцию конкурентной отрасли Qd=55-Р, а предложение Qs = 2Р-5. Если у одной из фирм отрасли восходящий участок кривой предельных издер­жек МС=3Q+5, то при каких цене и объеме производства фирма максими­зирует прибыль?

ЗАДАНИЕ № 63

Ответьте на следующие вопросы, касающиеся совершенно конкурентной фир­мы, используя диаграмму краткосрочных издержек:

а) Будет ли фирма в краткосрочном периоде производить продукцию при цене 6 руб. за единицу?

б) Будет ли фирма производить продукцию при цене 10 руб. за единицу?

в) Если цена 25 руб. за единицу, будет ли фирма получать экономическую прибыль?

г) Предположим, равновесная цена в краткосрочном периоде установилась на уровне 20 руб. за единицу. Совокупные постоянные издержки в отрасли сокращаются из-за падения цены на капитал. Будет ли изменяться в крат­косрочном периоде цена и равновесный выпуск в отрасли вследствие этих изменений?

ЗАДАНИЕ № 64

Фирма, находясь в условиях совершенной конкуренции, имеет следующую функцию общих затрат: ТС=140+10Q+40Q2.

При каком выпуске прибыль фирмы достигнет максимума, если цена устано­вилась на уровне 250 ден. ед.? Определить размер прибыли фирмы. Будут ли в длительном периоде в эту отрасль стремиться войти новые фирмы?

ЗАДАНИЕ № 65

Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Функция ее общих затрат имеет вид ТС = 0,2Q2+20Q+10.

Какой объем выберет фирма, если цена товара 60 ден. ед.? Какой должна быть цена, чтобы фирма прекратила производство в коротком периоде?

ЗАДАНИЕ № 66

Функция затрат фирмы задается выражением TC(Q)= 10+2Q+0,5Q2. компания действует на рынке совершенной конкуренции, где ее продукция продается по цене 35 руб. за единицу.

1. Какими должны быть объем выпускаемой продукции и ее цена в краткосрочном периоде?

2. Получит ли фирма прибыль?

3. Что произойдет на рынке в долгосрочном плане?

4. Как изменятся ваши предыдущие ответы, если функция затрат будет иметь вид TC(Q)=80+5Q+30Q2?

ЗАДАНИЕ № 67

Сто фирм в условиях совершенной конкуренции занимаются производством электрических лампочек. Зависимость общих издержек каждой фирмы от объема выпуска показана в таблице:

Объем выпуска              
Общие издержки              
Рыночной спрос:
Цена 12,5 10,8 8,7 6,9 5,4 4,2 3,3
Величина спроса              

а) На каком уровне установится цена одной лампочки?

б) Является ли производство лампочек прибыльным делом? Какова прибыль (потери), приходящаяся на одну лампочку?

ЗАДАНИЕ № 68

В условиях совершенно конкурентного рынка в долгосрочной перспективе установилась цена на товар в размере 5 руб. за шт. При этом было продано 10 тыс. шт. товара. Внедрение передовой технологии позволяет одной фирме полностью обеспечить производство данного товара. Старая технология может быть описана так:

ТС=1000Q-100Q2+5Q3,

где ТС – общие издержки отрасли в долгосрочной перспективе.

Новая технология обеспечивает фирме получение экономической прибыли в размере 20 % общих издержек производства по старой технологии. Какую цену назначит фирма и какое количество она произведет?

ЗАДАНИЕ № 69

Действующая в условиях совершенной конкуренции фирма имеет следующие издержки на единицу продукции:

Общее количество продукта Средние постоянные издержки ден. ед. Средние переменные издержки, ден. ед. Средние общие издержки, ден. ед. Предельные издержки, ден. ед.
         
         
    45,5 72,5  
         
    37,5 52,5  
         
    37,5 47,5  
  8,57 38,57 47,14  
  7,5 40,63 48,13  
  6,67 43,33    
    46,5 52,5  

При цене продукта в 32 ден. ед. будет ли производить в краткосрочном периоде данная фирма? Почему да или почему нет? Если она производит, то каков будет объем производства, максимизирующий прибыль или максимизирующий убыток? Объясните. Определите величину экономической прибыли или убытка на единицу продукции.

a) Ответьте на вопрос а) при условии, что цена продукта – 41 ден. ед.

b) Ответьте на вопрос а) при условии, что цена продукта – 56 ден. ед.

c) Заполните таблицу предложения фирмы в краткосрочном периоде и укажите прибыль или убыток, полученные при каждом объеме производства (строки 1-3).

Цена, ден. ед.              
Предложение одной фирмы              
Прибыль или убыток, ден. ед.              
Предложение 1500 фирм.              

d) Объясните: «Тот отрезок кривой предельных издержек конкурентной фирмы, который лежит выше кривой ее средних переменных издержек, составляет кривую предложения в краткосрочном периоде для фирмы». Проиллюстрируйте графически.

e) Предположим, что в конкурентной отрасли 1500 одинаковых фирм, то есть существует 1500 фирм, каждая из которых имеет те же самые издержки. Вычислите график отраслевого предложения (строка 4).

ЗАДАНИЕ № 70

Общие затраты конкурентной фирмы на выпуск Q единиц продукции составляют Q2–6Q+74. Сколько нужно выпускать, чтобы прибыль была максимальной, если рынок диктует цену, равную 20 единицам? Какова эта максимальная прибыль?

ЗАДАНИЕ № 71

Предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих затрат предприятия (ТС) от выпуска представлена в таблице:

Выпуск в ед. времени (Q), шт.            
Общие затраты (ТС)            

На рынке цена установилась на уровне 110 руб. Сколько продукции должно производить предприятие, чтобы достичь максимума прибыли? Ниже какого уровня не должна снизится цена, чтобы предприятие не было вынуждено прекратить производство данного товара?

ЗАДАНИЕ № 72

В отрасли действует 100 одинаковых фирм. Общие издержки типичной фирмы равны: ТС=0,1Q2-2Q+5.

Напишите формулу кривой предложения фирмы в краткосрочном периоде. Если спрос на товар равен Qd=6000-Р, то какой будет равновесная цена на рынке в краткосрочный период? Какое количество товара будет продано?

ЗАДАНИЕ № 73

Функция общих затрат фирмы задается выражением TC(Q)=5+Q2? Если эта фирма действует на рынке совершенной конкуренции, где другие его участники продают свою продукцию по 20 руб. за штуку, какую цену должен установить на свою продукцию менеджер фирмы? Сколько продукции следует выпускать, чтобы получить максимальную прибыль? Каков будет размер этой прибыли? Как будет изменяться эта прибыль в долгосрочном плане?

ЗАДАНИЕ № 74

Функция общих затрат компании задается выражением TC(Q)=100+Q2? Если компания действует на рынке совершенной конкуренции, где другие участники продают свою продукцию по 10 руб. за штуку, какой объем выпускаемой продукции должен быть у нее, чтобы ее прибыли были максимальными или убытки минимальными? Каковы будут прибыли или убытки в денежном исчислении, если компания примет оптимальное решение?

ЗАДАНИЕ № 75

На совершенно конкурентном рынке молока ежедневные со­вокупные спрос и предложение характеризовались следующими данными:

Цена, руб./шт.          
Спрос, тыс..шт./день          
Предложение, тыс. шт./день          

Постройте соответствующие кривые спроса в предложения и ответьте с их помощью на следующие вопросы:

1. Предположим, что вследствие завоза в страну относительно дешевого импортного сухого молока спрос на молоко отечественного производства неожиданно упал на 20%. Что про­изойдет с ценами и объемами реализации молока отечественного производства в краткосрочной и долгосрочной перспек­тиве при сохранении поставок сухого молока?

2. Как эти процессы отразятся на числе фирм, производящих молоко, и количестве потребляемого молока отечественного производства?

3. Как повели бы себя цены (в краткосрочной и долгосрочной перспективе), если московские власти в сложившихся услови­ях запретили бы продажу отечественного молока и молока, произведенного не в Москве?

ЗАДАНИЕ № 76

Предприятие продает свой товар в условиях совершенной конкуренции. На последующий период постоянные издержки запланированы в размере 50000 руб., а переменные издержки в зависимости от объема производства составят:

Q                
Вари- анты   Переменные издержки VC, тыс. руб.
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

(Q - объем реализации, шт.)

Рыночная цена – 100 руб./шт.

1. Определите наиболее выгодный для предприятия объем реализации Q, используя для этого:

а) метод сопоставления валовых показателей;

б) метод сопоставления предельных показателей (все показатели сведите в таблицу).

2. Покажите на графике кривую валовой выручки продавца и кривую валовых издержек. Покажите прибыль при наиболее выгодном для предприятия объеме реализации.

3. Покажите на одном и том же графике кривые предельных издержек и предельного дохода продавца. Покажите значение наиболее прибыльного для предприятия объема реализации.

4. Какова наименьшая цена реализации, которую может принять предприятие:

а) в краткосрочном периоде;

б) в долгосрочном периоде?

ЗАДАНИЕ № 77

Фирма, являющаяся монополистом, запланировала на следующий год такие показатели:

Q          
TC          
Варианты Цена реализации Р, руб./шт.
           
           
           
           
           
           
           
           
Р          
ТС          
Вариант Объем реализации Q, тыс. шт.
           
           
           
           
           
           
           
           
Р          
Q          
Вариант Валовые издержки ТС, тыс. крон
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Постоянные издержки FC - 7500 тыс. руб.

1. Найдите с помощью метода сопоставления валовых и предельных показателей наиболее выгодные для предприятия цену и объем реализации.

2. Покажите на графике кривые валовой выручки фирмы и валовых издержек. Покажите прибыль при найденном в п.1 объеме реализации.

3. Покажите на графике кривую сбыта, кривые предельных издержек и предельного дохода, а также значения цены и объема реализации, при которых достигается максимальная прибыль.

ЗАДАНИЕ № 78

Постоянные затраты монополиста составляют 400 млн. руб. в год, переменные затраты на единицу продукции составляют 10 тыс. руб. Спрос в интервале цен от 30 до 50 тыс. штук описывается линейной функцией, в тыс. шт.:

100-1,4*Р,

где Р – цена в тыс. руб. При какой цене достигается максимум прибыли?

ЗАДАНИЕ № 79

Даны условия производства для естественной монополии, которая занимается транспортными перевозками. Средние переменные издержки неизменны и равны 100 долл. за 1000 т-км. Постоянные издержки транспортной компании на содержание путей и подвижного состава равны 1200 тыс. долл. в день. Спрос на перевозки можно записать как функцию тарифа за 1000 т-км:

D = 10000 – 10р

где D – величина спроса на перевозки тыс. т-км в день, а р – тариф.

Постройте соответствующие графики. Какую цену назначила бы фирма, если бы она не регулировалась? Какую цену назначило бы государственное агентство по тарифам, исходящим из требований безубыточности фирмы? Какой выигрыш общественного благосостояния был бы ей обеспечен? Какие бы убытки несла бы фирма при цене, соответствующей оптимуму распределения ресурсов? Выиграло бы общество от этого? Какие сложности могли бы возникнуть при ценообразовании по такой схеме?

ЗАДАНИЕ № 80

Фирмы А и В являются монополистами на своих рынках. Индекс Лернера для фирмы А равен 1/8, для фирмы В – 1/5. Известны средние издержки фирмы:

АTС(А) = 28 + 109 Q(A),

ATC(B) = 52 + 69Q(B).

Функция спроса одинакова на обоих рынках и равна

Qd = 50 – Р/2

Какая фирма получит большую совокупную прибыль в долгосрочном периоде?

ЗАДАНИЕ № 81

IBM является монополистом на рынке США в производстве персональных компьютеров пятого поколения. Внутренний спрос на компьютеры такого рода описывается уравнением Рd = 100 – Qd/2,

где Qd – количество продаваемых на внутреннем рынке компьютеров, млн. шт. год.

Кроме того, IBM продает компьютеры на мировом рынке, где цена не зависит от количества продаваемых компьютеров и составляет 20 тыс. долл. за штуку. Предельные издержки производства компьютеров равны МС = 10 + Q/10, где q – объем продаж как на внутреннем так и на мировом рынках. Каким образом IBM должна распределить производство между внутренним и мировым рынками, чтобы получит максимальную совокупную прибыль?

ЗАДАНИЕ № 82

Производство столов в городе монополизировано компанией «Мебель». Какую цену назначает компания, если ее общие издержки по производству столов ТС = 10Q, где Q — объем выпуска, тыс. шт., а эластичность спроса по цене на столы равна 5?

ЗАДАНИЕ № 83

Торговый дом продает женские и мужские костюмы. Спрос на женские костюмы в 2 раза превышает спрос на мужские костюмы. Средние издержки производства женских и мужских костюмов постоянны и равны между собой. Правильно ли с точки зрения максимизации прибыли поступил торговый дом, назначив одинаковую цену на женские и мужские костюмы, если он является монополистом на этих рынках? Какое условие должно выполняться, чтобы поведение торгового дома оказалось рациональным?

ЗАДАНИЕ № 84

Местный кинотеатр в городе Х посещают студенты и пенсионеры. Спрос студентов на услуги кинотеатра описывается уравнением:

Рс = 60-Qс/20

где Рс — цена билета;

Qс— количество билетов, покупаемых студентами.

Спрос пенсионеров составляет Рр=50–Qp/20

Общее число посадочных мест в кинотеатре равно 1000. Какую цену билетов для студентов и для пенсионеров следует назначить кинотеатру, чтобы заполнить зал, если кинотеатр стремится максимизировать прибыль?

ЗАДАНИЕ № 85

Функция общих затрат монополии имеет вид ТС=200+30Q, функция спроса на ее продукцию Р=60-0,2Q.

Определить цену, при которой фирма максимизирует прибыль.

ЗАДАНИЕ № 86

Функция общих затрат монополии имеет вид ТС=30+10Q. Известно, что фирма осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени. Функции спро­са на двух сегментах рынка имеют вид: Р1=40–3Q1, Р2=90–10Q2.

Определить объемы продаж на каждом сегменте рынка.

ЗАДАНИЕ № 87

Общие затраты монополиста в длительном периоде при объеме выпуска, рав­ном одной единице, составляют 4 ден. ед. При объеме выпуска 2 единицы и более они описываются функцией LТС=4+Q. Функция спроса на продукцию монополиста Qd=6-Р.

Определить прибыль монополиста.

ЗАДАНИЕ № 88

Монополия максимизирует выручку при целевой прибыли не ниже 1500 млн. руб. Известны функция спроса на продукцию монополиста Р=304–2Q и функция затрат ТС = 500+4Q+8Q 2.

Определить оптимальный объем выпуска при данной прибыли и выпуск, при котором прибыль монополии максимальна.

ЗАДАНИЕ № 89

Монополия владеет двумя предприятиями, функции затрат которых даны: ТС1=10Q1, ТС2=0,25Q2 2.

Функция спроса на продукцию монополиста Q=200 - 2Р.

Определить оптимальную для монополиста цену.

ЗАДАНИЕ № 90

Фирма выпускает товар в условиях монополии. Функция спроса на данный товар Р=144-3Q, а функция средних издержек АTС=25/Q+Q. При каком объеме выпуска прибыль фирмы будет максимальной?

ЗАДАНИЕ № 91

Продавая оборудование по цене 120 ден. ед. за единицу, фирма-монополист максимизирует свою прибыль. Если ценовая эластичность спроса при указан­ной цене равна (-1,5), то какую величину при этом составляют предельные издержки и предельная выручка?

ЗАДАНИЕ № 92

Фирма-монополист определила, что при существующем спросе на ее продукцию функция зависимости средней выручки от объема предложения описывается формулой АR=10-Q. Если фирма несет средние издержки по производству АС=(16+Q2)/Q, то какую прибыль или убыток получает фирма, оптимизи­руя выпуск в краткосрочном периоде?

ЗАДАНИЕ № 93

Определить выпуск, максимизирующий прибыль монополиста, цену и размер прибыли, если функция спроса на продукцию монополиста Qd=12-Р, а функ­ция общих затрат ТС=2+6Q+Q2

ЗАДАНИЕ № 94

В таблице показана цена спроса, с которой сталкивается монополист:

Цена, ден. ед.                    
Объем спроса, шт.                    

а) Рассчитать предельный доход монополиста;

б) Какова величина выпуска, максимизирующего прибыль монополиста, если предельные издержки постоянны и равны 5 ден. ед.?

в) Какими были бы равновесная цена и равновесный объем выпуска для кон­курентной отрасли?

ЗАДАНИЕ № 95

Торговая компания «Сатурн» продает футболки на Сенном и Кузнечном рын­ках. Эластичности спроса по цене соответственно равны Ес=-5, Ек=-8. Торговой компании удается успешно разделить эти рынки и препятствовать перепродаже купленных на другом рынке футболок.

Какую цену должна назначить компания на футболки, продающиеся на Сен­ном рынке, если цена футболки на Кузнечном рынке равна 1000 ден. ед.?

ЗАДАНИЕ № 96

Информация о функции спроса на продукцию монопо­листа и его общих затратах приведена в таблице:

Выпуск продукции, шт.                
Цена, руб.                
Общие затраты, руб.                
Выручка,TR                
MC                
MR                
П                

а) Изобразите графически кривую общей выручки и кривую общих затрат;

б) Изобразите графически кривую предельной выручки и пре­дельных затрат;

в) При каком объеме выпуска продукции монополист максимизирует прибыль?

ЗАДАНИЕ № 97

Даны функция затрат монополии ТС=5*Q+0,25Q2 и функция спроса на двух рынках: Q1=160–Р1, Q2=160–2P2.

Найдите объемы продаж и цены на каждом из двух рынков, при которых прибыль монополии будет максимальной. Как изменит­ся объем продаж, цены и прибыль, если ценовая дискриминация запрещена государством?

ЗАДАНИЕ № 98

Монополист, изучив спрос, ищет наиболее выгодную цену и объем выпуска. Постоянные затраты составляют 50 млн. руб. в год, переменные затраты на одну единицу продукции составляют 2000 руб. Спрос не превышает 100 тыс. штук в год и падает на 1 тыс. штук при увеличении цены на каждые 100 руб. На какую максимальную прибыль может рассчитывать монополист, какую он должен для этого назначить цену и каким должен быть выпуск?

ЗАДАНИЕ № 99

Монополист увеличил выпуск продукции с 6 до 8 тыс. штук в месяц в надежде продавать все изделия по наилучшей для себя цене. Как изменится его прибыль, если установится функ­ция месячного спроса: 14000-Р, где Р цена в рублях?

ЗАДАНИЕ № 100

Монополист имеет общие переменные затраты на 1 единицу продукции 1,5 тыс. руб. Постоянные затраты составляют 250 млн. руб. Спрос не превышает 100 млн. шт. в год и падает на 1 млн. шт. при увеличении цены за единицу на каждые 500 руб. На какую максимальную прибыль может рассчитывать монополист и какую он должен для этого назначить цену?

ЗАДАНИЕ № 101

Закон о естественных монополиях предписывает ограни­чение на цену до 6 тыс. руб. за единицу товара. Какую цену выгодно установить монополисту, если постоянные издержки со­ставляют 150 млн. руб. в год, переменные затраты на единицу товара составляют 3000 руб., а спрос не превышает 200 тыс. шт. в год и падает на 2 тыс. шт. при увеличении цены на каждые 100 руб.?

ЗАДАНИЕ № 102

Информация о функции спроса на продукцию монопо­листа и его общих затратах приведена в таблице:

Выпуск, шт. Цена, руб. Общие затраты ТС, руб.
     
     
     
     
     
     

При каком объеме выпуска продукции монополист максимизирует прибыль?

ЗАДАНИЕ № 103

Фирма - ценовой лидер, оценив спрос на свою продукцию и функцию предельной выручки МR1=9-Q1, установила цену за единицу продукции 8 ден. ед. Если функция зависимости предельных издержек от объема выпуска фирмы-лидера МС1=1+Q1, а кривая предложения остальных фирм Qs,ост=2+2Qост, то каким при этом будет рыночный спрос?

ЗАДАНИЕ № 104

Фирма монополист имеет 2 предприятия, расположенных в разных городах. На обоих из них выпускается одна и та же продукция: Q1 – на первом и Q2 – на втором. Обратная функция спроса:

P=500-2(Q1- Q2)

Функция затрат для каждого предприятия

ТС1=25+2Q12

ТС2=20+Q22

1) Каковы в этом случае функции предельного дохода и предметных издержек?

2) Сколько продукции необходимо выпускать, чтобы на втором предприятии прибыль была максимальна? А на втором?

3) При какой цене прибыль будет максимальной?

4) Каковы размеры этой прибыли?

ЗАДАНИЕ № 105

Функция спроса на продукцию монополии P=100-20Q.2. Функция затрат TC(Q)=20+Q2.

Определите, при каком объеме выпускаемой продукции и при какой цене на нее прибыль будет максимальной. Покажите влияние в графическом виде.

ЗАДАНИЕ № 106

Компания владеет лицензией, предоставляющей ей право на эксклюзивное право на производство какой-то продукции. Кривая спроса задается выражением

P=900-1,5Q,

Функция затрат TC=2Q+Q2+1/3Q3

Определите, какими должны быть объем выпуска продукции, ее цена и какую прибыль может получить фирма. Покажите результаты в графическом виде.

ЗАДАНИЕ № 107

Функция спроса и функция затрат у компании монополиста задаются выражениями:

P=5-Q,

TC=3Q

Определите:

1) Сколько единиц продукции должна выпускать компания и по какой цене продавать, если она хочет получить максимальные общие поступления?

2) Если у компании объем выпускаемой продукции и цена такие, что она получает максимально возможную прибыль, какая в этом случае эластичность спроса?

3) Если компания хочет получить максимальную прибыль, то какими должны быть цена и объем выпускаемой продукции?

4) Какова максимальная прибыль?

5) Как измениться объем выпускаемой продукции, если компания действует на рынке с совершенной конкуренцией при тех же условиях спроса и формирования издержек?

ЗАДАНИЕ № 108

Функция спроса на продукцию задается выражением P(Q)=10-0,5Q.

Монополист может выпустить продукцию на двух предприятиях. Предельные издержки на первом предприятии MC1=Q1, на втором – MC=2Q2.

1) Сколько продукции необходимо выпускать на каждом предприятии, чтобы общая прибыль монополиста была максимальной?

2) Каков общий объем выпускаемой продукции этой компании?

3) Если компания хочет получить максимальную прибыль, какую цену она должна установить на свою продукцию?

ЗАДАНИЕ № 109

Функция спроса на продукцию фирмы-монополиста имеет вид: QD=100-2P.

Постоянные издержки составляют 50 ден. ед., а средни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: