Наиболее полно личностные свойства эффективного музыкотерапевта выделены Э.Боксилл (E.Boxill, 1985). Музыкотерапевт должен:
1. Обладать знаниями о влиянии музыки на личность;
2. Быть способным отразить себя в музыкальной форме;
3. Быть способным общаться через музыку;
4. Уметь отобрать музыкальный материал и приспособить его к уровню ребенка;
5. Понимать себя;
6. Понимать других;
7. Принимать и признававтьь других;
8. Уметь тонко наблюдать людей и ситуацию;
9. Быть эмпатичным, гибким и спонтанным;
10. Безоценочно "оценивать" людей и ситуации;
11. Осознавать и быть бдительным в отношении своего влияния на других;
12. Быть интуитивным, креативным, с хорошим воображением;
13. Иметь чувство юмора;
14. Иметь способность расти личностно и профессионально.
Э.Боксилл обращает внимание на то, что в перечне этих качеств отсутствует терпение, так как, на се взгляд, если терапевт правильно включен в ситуацию, это качество не требуется. Под "правильным включением в ситуацию" понимается быть занятым активно и полностью личностью клиента, быть искренним и честным, осознавать проблемы клиента и свои и направлять:энергию к решению каждой ситуации, которая возникает в процессе занятий. Если существует и реализуется позитивная мотивация, то специально ставить вопрос о дисциплине, по мнению Э.Боксилл, не нужно.
|
|
Мы также считаем данные требования достаточными для эффективного занятия музыкотерапией. Для начинающего музыкотерапевта они могут показаться идеальными и недостижимыми, но мы думаем, что музыкотерапия, как целенаправленная деятельность, формирует личность терапевта, приспосабливает ее к эффективному проявлению.
Терапевт, начинающий работать с детьми-аутистами, должен удовлетворять нескольким наиболее необходимым требованиям. К ним относятся;
1. Склонность к занятиям музыкой;
2. Владение музыкальным инструментом (хотя известный британский музыкотерапевт О.Варвик не считает это обязательным);
3.Занятия пением, сольфеджио - навыки, которые при желании можно восстановить;
4. К психологическим особенностям начинающего музыкотерапевта мы относим склонность к игровой креативности (которая может быть хорошо развита у психотерапевта, занимающегося любыми вариантами ролевых игр);
5. Склонность к импровизации в музыке;
6. Знание многих музыкальных стилей, способность хотя бы чувствовать их различия.