Опыт интерпретативного дискурс-анализа

You can find in a text whatever you bring, if

you will stand between it and the mirror of

your imagination. You may not see your ears,

but they are there.

M. TWAIN, «A FABLE»

Этнографический протокол ситуации

Все предшествующие рассуждения иллюстрируются ниже примером реально наблюдавшегося автором эпи­зода общения. Вот краткое описание ситуации по прин­ципу этнографического протокола [Emerson e. a. 1995].

Культурный контекст: первый в семестре семинар докторского (Ph. D.) уровня в американском университете штата Массачусеттс (г. Амхерст) на факультете коммуникации. Место данного фрагмента в сценарии комму­никативного события: решение «разных» организационных вопросов по окон­чании главной «тематической» части семинара.

Время: 17.25 (конец семи­нара).

M e с т о: средних размеров аудитория, равномерно освещена, столы поставлены в форме прямоугольника так, что все присутствующие сидят ли­цом к центру помещения.

Состав группы: преподаватель (D — муж­чина лет 45), 11 докторантов: В, M, J, R, P, S, W, А, E, С, К. Из них: R, M, P — мужчины 24—26 лет, W — моложе; S и J — его ровесницы; В, А, К — женщи­ны средних лет, все трое работают в университете преподавателями на других факультетах; С и E — самые молодые девушки из принимавших участие в

обсуждении. Все сидят за столами.

История группы: в целом группа почти новая, в таком своем составе она встречается второй раз, но докторан­ты J, R, M, P, S, С знакомы третий год и имеют большой опыт работы в таком составе — они входят в исследовательскую группу (более года), руководите­лем которой является D; в то же время А и К хорошо знакомы между собой (они работают вместе на кафедре педагогики, видимо, поэтому сидят рядом); В, E, С, как и остальные участники, вербально не принимавшие участия, до предыдущего (первого) занятия знали друг друга поверхностно. M и С симпа­тизируют друг другу и сидят вместе. Цель группы: создание оптималь­ных условий для проведения семинарских занятий в будущем, поддержание благоприятного климата в группе через мягкое, бесконфликтное решение вну­тренних проблем.

Форма: устная речь.

Тональность: неформаль­ная, непринужденная, в основном эмоционально нейтральная.

Стиль дискуpса: разговорный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: