Понятие «метод» греческого происхождения и означает «путь исследования». Методы управления входят составной частью в методологию управления через механизм управления.
Как мы уже определяли, механизм управления есть совокупность средств и методов управления.
Средства управления – те рычаги, с помощью которых непосредственно происходит процесс управления.
Рычаги управления можно рассматривать с различных точек зрения.
Личностные рычаги – это интересы, мотивы, стимулы, установки, опасения, привычки и т.д.
Экономические рычаги – вознаграждения, надбавки, вычеты, кредиты, штрафы и т.д.
Социально-психологические рычаги – образование, культура, социальные нормы, микроклимат и т.д.
Информационные рычаги – структура и полнота информации, формы ее представления, ценность, доступность информации и т.д.
Групповые рычаги – общая цель, формы руководства, система контроля, автономность и т.д.
Механизм управления характеризует средства воздействия, которые не являются застывшими, а меняются в процессе управления по содержанию и структуре. Один и тот же рычаг может использоваться по-разному в зависимости от умения и опыта менеджера.
|
|
Методы – это приведения рычагов в действие, способы реализации функций управления.
Методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания функций управления и средств управления, от масштаба управления и его целей, от качества персонала и других факторов.
Методы управления можно классифицировать по различным признакам:
а) по масштабу применения
– относимые ко всей системе,
– относимые к частям системы.
б) по сферам применения
– в бизнесе,
– в экологии,
– в промышленности,
– в государственном и муниципальном управлении и т.д.
в) по их роли в жизнеобеспечении организации:
– формирующие,
– исследующие,
– руководящие,
– стабилизирующие и т.д.
г) по степени воздействия:
– прямые,
– косвенные.
д) в соответствии с функциями управления:
– прогнозирования,
– планирования,
– организации,
– мотивации,
– координации и регулирования.
е) по характеру ситуации и объектам управления:
– инновационного менеджмента,
– финансового менеджмента.
– методы управления качеством и т.д.
г) по характеру управленческого воздействия на объект управления:
– административные,
– экономические,
– социально-психологические.
Как и всякая классификация, она условна, методы проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассмотреть каждый из них в отдельности.
Административные методы управления
|
|
Административные методы управления – тип методов управления, с помощью которых осуществляются воздействие на организационные отношения для достижения поставленных целей.
Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными. С их помощью регламентируются права и обязанности, функции и ответственность, договора, приказы, регламенты и другие документы. Административные методы опираются на власть руководителя. Полная классификация элементов, регулируемых административными методами управления, приведена на схеме 7.
Экономические методы управления
Экономические методы управления – это совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении для достижения целей организации.
Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работника и экономических контрагентов с помощью экономических рычагов (цена, кредит, налог, штраф, прибыль) создать эффективный механизм работы. Данные методы используются через стимулы управленцев, заинтересованных и ответственных за реализацию управленческих решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Например, получение прибыли без получения штрафов и т.д. Классификация элементов, регулируемых экономическими методами управления, приведена на схеме 8.
Социальные методы управления
Социальные (психологические) методы управления – это способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социальных (психологических) факторов и направленные на управление социальными (психологическими) отношениями, складывающимися в коллективе.
Эти методы воздействуют на потребности, интересы, предполагают использование стимулов и дополняют предыдущие методы.
Классификация элементов вышеназванных методов приведены на схемах 9 и 10.
|
|
Схема 8. Классификация элементов, регулируемых экономическими методами управления
|
Схема 9. Классификация элементов, регулируемых социологическими методами
Схема 10. Классификация элементов, регулируемых психологическими методами управления