Вундт создал учение о сознании, которое рассматривал через типичный для ассоцианизма принцип понимания простейших элементов, имеющих сенсорное происхождение, как основы возникновения сложных элементов сознания. По Вундту, сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объем. Так как главной задачей в изучении сознания является изучение его содержаний путем разложения самого сознания в ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразделимые частицы, то отсюда вытекает и понимание самого сознания как набора простейших психических элементов. Таким образом, понимание сознания Вундта носит элементаристский характер.
Вундт, пытаясь преодолеть ограниченность ассоцианизма, вносил новое представление о перцептивных процессах и об ассоциациях:
1) ассоциации он делил на два вида: одновременные, существующие в форме слияния, ассимиляции-диссимиляции и компликации, и последовательные, характеризующиеся как узнавания и воспоминания и тем самым формирующие память и восприятие;
2) любая ассоциативная связь рассматривается как пассивный процесс, протекающий без участия субъекта и его сознания, но продукт является новым, не сводимым к сумме элементарных частиц явлением;
3) в противоположность ассоциативной связи существуют так называемые апперцептивные связи, которые протекают при активном участии сознания и являются его особой функцией, внешне выражающейся во внимании.
Историческая роль Вильгельма Вундта в развитии психологии как самостоятельной науки
Вильгельм Вундт (1832—1920) написал 420 книг и статей: вышедшая в 1874 г. его основная работа «Основания физиологической психологии» ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, большое внимание уделяя предмету, методам и задачам этой науки.
2. В 1879 г. в Лейпцигском университете В. Вундт основал первую научную психологическую лабораторию, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоятельной науки.
3. Вундт создал первую в мире собственную психологическую школу, развившуюся до мирового масштаба, что для других ученых и исследователей послужило стимулом к созданию собственных школ, обогативших впоследствии психологию и расширивших области ее применения.
4. Благодаря Вундту и при активном его участии создается первый Институт экспериментальной психологии, имеющий свой курс обучения профессии, а также первый собственно психологический журнал «Психологические исследования». Таким образом, психология получает свои собственные научные средства пропаганды и реализации разработанных идей, концепций и учений.
5. Вундт официально ввел в психологию эксперимент, применяя его как основной метод исследования, и в связи с этим его принято считать основателем экспериментальной психологии.
6. Вундт с помощью понятия эксперимента и опыта ввел в психологию точные критерии научности и достоверности полученного психологического факта — объективность, повторяемость и проверяемость эксперимента любым другим исследователем, и именно на основе этих критериев строится любое психологическое исследование.
7. Концепция Вундта, ее интроспективная направленность и ориентация на элементаризм породила множество дискуссий в научных кругах и стимулировала проведение различных опытов и исследований, опровергающих некоторые положения учения Вундта. Более того, эти споры и дискуссии послужили развитию других концепций и теорий, обогативших в дальнейшем психологию как науку и расширивших ее границы.
8. И хотя его теория сознания и методов его изучения впоследствии была опровергнута рядом других исследователей, все же его научно-организаторская деятельность сыграла решающую роль в становлении психологии как самостоятельной дисциплины.