По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
· приветственная речь;
· торговая речь (реклама);
· информационная речь;
· доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
· деловой разговор – кратковременный контакт на одну тему;
· деловая беседа – продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений;
· переговоры – обсуждения с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу;
· интервью – разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения;
· дискуссия;
· совещание;
· пресс-конференция;
· контактный деловой разговор – непосредственный, «живой» диалог;
· телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
Письменные виды делового общения – это служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, договор, доверенность и т. д.
|
|
По содержание общение может быть разделено на:
· материальное – обмен предметами и продуктами деятельности;
· когнитивное – обмен знаниями;
· мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами;
· деятельностное – обмен действиями, умениями, навыками;
По средствам общения возможно деление на такие 4 вида:
· непосредственное – осуществляемое с помощью естественных органов: руки, голова, голосовые связки и т. д.;
· опосредованное – связано с использованием специальных средств и орудий;
· прямое – предполагает личные контакты восприятие друг друга общающихся людей;
· косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Общение может происходить на различных уровнях:
· манипулятивный – уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера;
· примитивный – уровень, когда один из партеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент);
· высший – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.