Развитие отечественной психологии в постсоветский период

Ход истории любой страны всегда оказывает существенное влияние на все сферы жизни общества, и Россия в этом смысле не может быть исключением. Исторические коллизии и полити­ческие события оказывали на науку существенное влияние. Это влияние мы наблюдали в истории развития педологии, психотех­ники, генетики, когда политические указы и игры по-своему по­ворачивали развитие этих направлений в науке. Такая же ситуа­ция в науке и в общественной и культурной жизни в целом сложилась и в конце 90-х гг., ознаменованных такими событиями в истории нашей страны, как кризис перестройки и развал СССР, оказавшими сильнейшее влияние на все сферы жизни и науки, и, естественно, психология как общественная наука не могла остаться в стороне от этих изменений. Так, наравне с об­щим историческим кризисом сложился и внутренний научный кризис в развитии психологии. Рассмотрим результаты развития отечественной психологии в конце 90-х гг. XX в.

1.Произошел полный отказ от марксистской ориентации в научном познании, и в связи с этим теории, разработанные оте­чественными психологами в советский период, претерпевали се­рьезную критику со стороны современных ученых. Порой кри­тика доходила до полного отрицания научных результатов и ис­следований советского периода. Так, сильнейшей критике подверглась теория деятельности, в частности ее принцип о не­разрывной связи сознания и деятельности, который во многом был сформирован на марксистских идеях.

2. Вслед за обрушившейся критикой сегодня эта теория, пе­ресмотрев некоторые положения, не отвечающие современной реальности, имеет авторитет как у нас в стране, так и на Западе.

3. Вообще одной из основных характеристик современной на­учной психологии является не столько разработка принципиаль­но новых концепций, сколько анализ и корректировка тех теорий, которые были созданы в советский период, и адаптация этих тео­рий к современной жизни и выдвигаемым ею требованиям.

4. Также ведется работа по распространению аутентичных концепций советских психологов, претерпевших в свое время серьезные гонения и запреты, налаживаются связи с мировой психологической общественностью, потерянные в годы «желез­ного занавеса», происходит интеграция западных научных под­ходов и концепций.

5. Несмотря на то что за последние годы не было создано но­вых глобальных концепций, тем не менее психологические ис­следования проводятся и идут разработки во многих областях. Например, в общей психологии проводятся исследования позна­вательных процессов, также в теории личности и социальной психологии идет активная работа по созданию новых направле­ний и выработке новых, отвечающих современности идей.

6. Поворотным моментом в развитии психологии постсовет­ского периода является создание в 1995 г. Российского психоло­гического общества при президиуме РАН и начало выхода жур­нала «Психологическое обозрение». 31.01.96 г. в Москве состоя­лась Первая Всероссийская конференция по психологии «Психология сегодня».

7. Важной особенностью психологической науки постсоветс­кого периода на современном этапе является ее сближение с практикой, причем это сближение осуществляется с учетом со­временного развития общества. Так, появляются новые отрасли практической психологии, такие как психология менеджмента, психология рекламы, происходит активное использование пси­хологических знаний в области управления и развития челове­ческих ресурсов в бизнесе. То есть появляются целые сферы об­щественной жизни, которые раньше не рассматривались с точки зрения применения в них психологических знаний.

8. Активно развивается отрасль психологического консуль­тирования и психотерапия. Организуются различные учебные заведения частного характера, приглашающие западных специа­листов и разрабатывающие новые программы и курсы подготов­ки специалистов.

9. Психология из академической науки превращается в прак­тическую дисциплину, имеющую широкий спектр применения и позволяющую использовать свои знания и наработки в боль­шинстве сфер современной жизни — в политике, экономике, праве, медицине, военном деле, образовании, менеджменте и др.

10. Активно развивается психологическая служба в школе, где главенствующей задачей является работа с индивидуальными трудностями человека.

11. Однако наравне с успехами и активным развитием психо­логии наблюдаются и серьезные ошибки, и недочеты, которые в первую очередь связаны с низкими стандартами обучения про­фессии во многих вузах, что ведет к дисквалификации профес­сии и самой науки в глазах многих людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: