Ход истории любой страны всегда оказывает существенное влияние на все сферы жизни общества, и Россия в этом смысле не может быть исключением. Исторические коллизии и политические события оказывали на науку существенное влияние. Это влияние мы наблюдали в истории развития педологии, психотехники, генетики, когда политические указы и игры по-своему поворачивали развитие этих направлений в науке. Такая же ситуация в науке и в общественной и культурной жизни в целом сложилась и в конце 90-х гг., ознаменованных такими событиями в истории нашей страны, как кризис перестройки и развал СССР, оказавшими сильнейшее влияние на все сферы жизни и науки, и, естественно, психология как общественная наука не могла остаться в стороне от этих изменений. Так, наравне с общим историческим кризисом сложился и внутренний научный кризис в развитии психологии. Рассмотрим результаты развития отечественной психологии в конце 90-х гг. XX в.
1.Произошел полный отказ от марксистской ориентации в научном познании, и в связи с этим теории, разработанные отечественными психологами в советский период, претерпевали серьезную критику со стороны современных ученых. Порой критика доходила до полного отрицания научных результатов и исследований советского периода. Так, сильнейшей критике подверглась теория деятельности, в частности ее принцип о неразрывной связи сознания и деятельности, который во многом был сформирован на марксистских идеях.
|
|
2. Вслед за обрушившейся критикой сегодня эта теория, пересмотрев некоторые положения, не отвечающие современной реальности, имеет авторитет как у нас в стране, так и на Западе.
3. Вообще одной из основных характеристик современной научной психологии является не столько разработка принципиально новых концепций, сколько анализ и корректировка тех теорий, которые были созданы в советский период, и адаптация этих теорий к современной жизни и выдвигаемым ею требованиям.
4. Также ведется работа по распространению аутентичных концепций советских психологов, претерпевших в свое время серьезные гонения и запреты, налаживаются связи с мировой психологической общественностью, потерянные в годы «железного занавеса», происходит интеграция западных научных подходов и концепций.
5. Несмотря на то что за последние годы не было создано новых глобальных концепций, тем не менее психологические исследования проводятся и идут разработки во многих областях. Например, в общей психологии проводятся исследования познавательных процессов, также в теории личности и социальной психологии идет активная работа по созданию новых направлений и выработке новых, отвечающих современности идей.
|
|
6. Поворотным моментом в развитии психологии постсоветского периода является создание в 1995 г. Российского психологического общества при президиуме РАН и начало выхода журнала «Психологическое обозрение». 31.01.96 г. в Москве состоялась Первая Всероссийская конференция по психологии «Психология сегодня».
7. Важной особенностью психологической науки постсоветского периода на современном этапе является ее сближение с практикой, причем это сближение осуществляется с учетом современного развития общества. Так, появляются новые отрасли практической психологии, такие как психология менеджмента, психология рекламы, происходит активное использование психологических знаний в области управления и развития человеческих ресурсов в бизнесе. То есть появляются целые сферы общественной жизни, которые раньше не рассматривались с точки зрения применения в них психологических знаний.
8. Активно развивается отрасль психологического консультирования и психотерапия. Организуются различные учебные заведения частного характера, приглашающие западных специалистов и разрабатывающие новые программы и курсы подготовки специалистов.
9. Психология из академической науки превращается в практическую дисциплину, имеющую широкий спектр применения и позволяющую использовать свои знания и наработки в большинстве сфер современной жизни — в политике, экономике, праве, медицине, военном деле, образовании, менеджменте и др.
10. Активно развивается психологическая служба в школе, где главенствующей задачей является работа с индивидуальными трудностями человека.
11. Однако наравне с успехами и активным развитием психологии наблюдаются и серьезные ошибки, и недочеты, которые в первую очередь связаны с низкими стандартами обучения профессии во многих вузах, что ведет к дисквалификации профессии и самой науки в глазах многих людей.