Особенности развития марксизма в России

Анализируя изменение марксистской философской мысли в различных странах на протяжении всего XX в., можно сформулировать наиболее общие причины этих изменений. Во-первых, большую роль играют исторические и культурные традиции данной страны. Во-вторых, наблюдаются интерпретации и собственное понимание отдельных тем марксизма, а также всей идеологии в целом.

В России существовало два основных направления социалистических течений общественной мысли.

Первое представляли народники, которые верили в «социалистический инстинкт» крестьянина. Именно на крестьянство были ориентированы все их программы и призывы.

Второе течение представляли марксисты, внимание которых целиком было обращено на рабочих. Они были уверены в неизбежности капиталистической перестройки России, которое приведёт к росту рабочего класса (пролетариата), и постепенному превращению его, по их мнению, в главную общественную силу.

Первым русским марксистом является Г. В. Плеханов. Он считал, что в философии марксизма социализм стал научной теорией. Созданная Плехановым модель исторического материализма значительно отличалась от марксистской. Касательно движущих сил революции, он склонялся к мнению о том, что более значимую роль играли нравственные отношения, а не экономические.

Следующий важный этап в развитии этой идеологии связан с личностью Ленина.

Он решительным образом выступал против догматизации марксизма, обожествления имен Маркса и Энгельса и даже указывал на их ошибки.

Сфера его интересов – теория и практика политической деятельности, теория государственного устройства, революция как социальная технология. Ленин был приверженцем «позднего» направления марксизма, где социальная философия приобрела политизированный характер, а также большой упор делался на насильственную смену власти, порядков и прочего.

В области философии Ленин существенно обогатил концепцию материализма, обосновал теорию отражения, предпринял методологический анализ взаимосвязи естествознания и философии. Его интерес к проблемам диалектики был связан с практикой, политикой. Он доказывал, что практика выше теории и является критерием истины.

В послеоктябрьский период марксизм превращается в догмат. А философия в стране останавливается в своем развитии. Попытки выразить свое мнение неприемлемы, подвергаются гонениям со стороны государства, кроме отдельных личностей, которым дана монополия на философские высказывания. Некоторые науки, например, генетика, резко критикуются, отвергаются. Так творческое учение превратилось в свою противоположность - в набор упрощенных, примитивных рассуждений, комментирующих мысли К. Маркса и Ф. Энгельса без учета новых условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: