Важной частью стратегии экономической безопасности является определение экономического механизма реализации как совокупности методов и средств воздействия на экономические процессы, на развитие «точек роста».
По своему характеру воздействия все методы подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым методам относятся следующие:
- совершенствование законодательной базы по улучшению инвестиционного климата, инновационной деятельности и т. д.;
- создание различных структур и органов управления;
- создание и развитие особых экономических зон различных типов;
- разработка краевых целевых программ: продовольственной (по каждому виду сельхозпродукции от производства до глубокой переработки), внедрению НИОКР, энергосбережения, развития краевой потребкооперации;
- создание технопарков, сети бизнес-инкубаторов;
- образование залогового фонда;
- оценка инновационных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в муниципальных образованиях;
- оценка реализации целевых программ;
|
|
- создания единого краевого маркетингового центра;
- образование единого информационного центра высоких технологий;
- мониторинг изменения условий и качества труда в промышленности, роста социальных гарантий.
- организация конкурсов инновационно-инвестиционных проектов;
- предоставление грантов на научные исследования и на публикации результатов проведенных исследований;
- создание и поддержка местной информационной системы.
Косвенные методы управления могут заключаться в следующем:
- предоставление инвестиционного налогового кредита с последующим выделением субсидии, компенсирующей его получателю расходы на уплату процентов;
- предоставление бюджетных ссуд для работ по проектам в рамках выработанных краевых приоритетов;
- компенсация части процентных платежей по кредитам, предоставленным банками для указанной категории предприятий и видов работ;
- гарантирование кредитов, предоставленных банками экономическим агентам, работающим в соответствующих программах.
- меры по стимулированию развития заводской и вузовской науки, производству экспортоориентированной и импортозамещающей продукции.
По характеру воздействия все методы можно разделить на правовые, организационно-финансовые и информационные.
В системе правовых методов реализации стратегии экономической безопасности можно выделить совершенствование законодательной базы по улучшению инвестиционного климата, например:
1) инициирование изменения в Федеральном Законе № 131 по вопросу разграничения полномочий в вопросах развития промышленности между уровнями государственной власти и местного самоуправления.
|
|
2) подготовка законодательной базы по следующим предложениям:
- освобождение от налога на прибыль сроком на 5 лет предприятий лёгкой промышленности в части местного бюджета;
- снижение налогов на имущество, землю и арендной платы за землю для предприятий лёгкой промышленности;
- освобождение в течение двух лет от налога на прибыль, полученную от внедрения инновационной, экспорто-ориентированной и импортозамещающей продукции в части местного бюджета;
- освобождение от налога на прибыль вновь создаваемые пищевые и перерабатывающие производства сроком на 2 года.
В системе организационно-финансовых методов можно выделить:
- создание единой структуры управления промышленным комплексом края в лице министерства промышленности и энергетики;
- создание единого органа (агентства) в вопросах инвестиционной политики и развития региона;
- разработка мер по стимулированию развития заводской и вузовской науки, производству экспорто-ориентированной и импортозамещающей продукции;
- создание и развитие особой экономической зоны туристко – рекреационного типа;
- образование особой экономической зоны регионального значения;
- разработка целевых программ: продовольственной (по каждому виду сельхозпродукции от производства до глубокой переработки), внедрению НИОКР, энергосбережения, развития потребкооперации;
- создание технопарков, сети бизнес-инкубаторов;
- образование краевого залогового фонда.
В системе информационных методов реализации стратегии экономической безопасности края выделяются следующие:
- оценка инновационных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в муниципальных образованиях;
- оценка реализации региональных целевых программ;
- создания единого регионального маркетингового центра;
- образование единого информационного центра высоких технологий;
- мониторинг изменения условий и качества труда в промышленности, роста социальных гарантий.[15, c. 44]
В настоящее время, когда экономика России функционирует в условиях глобализации и ужесточения конкуренции на мировом рынке, по мнению ведущих специалистов, в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации необходимо акцентировать внимание на повышении конкурентоспособности отечественных предприятий в рамках реализации следующих направлений:
- разработка государственной научной политики с увязкой с инновационной и промышленной политикой, политикой нового этапа приватизации и политикой в отношении малого бизнеса;
- ускорение научно-технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве, рыночных механизмах;
- последовательное проведение политики по укреплению российской науки на базе укрепления фундамента реального сектора российской экономики, прежде всего в части сельского хозяйства и промышленных отраслей, производящих предметы народного потребления;
- инновационный путь развития отечественного промышленного производства.
В современных рыночных условиях главным фактором обеспечения экономической безопасности России является повышение конкурентоспособности российской экономики при активизации инвестиционного процесса, а также сохранении науки и перевода ее на приоритетное финансирование.
В свою очередь, содержанием экономической политики региональной власти в среднесрочной перспективе является содействие развитию экономически эффективных производств, укрепление промышленного потенциала области с целью обеспечения основы для реализации социальных программ и выполнения государственных функций в социальной сфере. Экономический рост региона, его социальная устойчивость непосредственно зависят от повышения уровня конкурентоспособности региональных субъектов рыночных отношений, социальной защищенности и благополучия населения, финансирования приоритетных направлений развития научно-технического и производственного потенциала, что в результате будет способствовать обеспечению экономической безопасности.
|
|