Цена – экономическая категория исторического характера, возникла тысячи лет назад- в обмен на товары появились деньги. Деньги выступают в качестве мер стоимости и в качестве мер обогащения. Цена это денежное выражение стоимости товара. Функции цены: измерительная, учетно-информационная, ф-ция сбалансированности спроса и предложения, стимулирующая, распределительная.
Измерительная функция позволяет сравнивать между собой цены на различные товары, а так же позывает, во что обходится обществу производство товара.
Учетно-информационная – заключается в том, что она несет в себе экономическую информацию, а это позволяет спрогнозировать поведение субъектов в экономике.
Стимулирующая – это функция позволяет принимать решения путем сопоставления альтернатив.
Распределительная - с помощью этой функции выполняется распределение вновь созданной стоимости между различными отраслями, регионами республики и соц. группами. Это выполняется при установлении более высоких или низких цен, разных уровней цен для различных групп потребностей на одну и ту же продукцию.
|
|
Характеризуется цена 3 показателями:
- уровень – абсолютное значение цены в деньгах; - динамика (изменение уровня цен);
- структура – определенное соотношение элементов цены в %-тах или долях.
Основные элементы цены: -издержки производства (себестоимость) –налоги –прибыль -оптовая надбавка -розничная надбавка
Структура цены
издержки предприятия | прибыль | Оптовая надбавка | Торговая надбавка | |||
себестоимость | налоги | издержки | прибыль | издержки | прибыль | |
отпускная цена предприятия | ||||||
оптовая цена сбытовых организаций | ||||||
розничная цена | ||||||