В рамках информационного обеспечения выбора целевого рынка для принятия необходимых маркетинговых решений, как правило, собирается, накапливается и соответствующим образом систематизируется, вторичная информация (внешняя и внутренняя).
В зависимости от стадии процесса выбора целевого рынка для получения информации могут использоваться источники как общие, так и достаточно специфические, что зависит от особенностей целей и объекта исследования на каждом из этапов.
К общим источникам можно отнести следующие:
- официальные статистические материалы, которые в той или иной мере отражают состояние исследуемого рынка;
- материалы маркетинговых исследований, опубликованные в открытой
печати;
- открытые научные публикации, касающиеся проблем развития
исследуемого рынка;
- официальные отраслевые издания;
- отчеты и прочие материалы по результатам конкретных маркетинговых исследований рассматриваемого рынка, проводимых специализированными организациями, доступ к которым можно получить на коммерческой основе, в том числе заказав данные исследования;
|
|
- коммерческую информацию, характеризующую конъюнктуру рынка, динамику спроса и предложения на нем и т.п.
При оценке конкурентной обстановки на рассматриваемом рынке можно использовать (помимо приведенных выше) следующие источники информации:
- официальные отчеты, предоставляемые фирмами-конкурентами государственным организациям, акционерам и т.п.;
- сбытовые сети фирм конкурентов, независимые посредники, реализующие их продукцию;
- результаты исследований товарного предложения конкурентов в процессе его непосредственной реализации;
- данные о патентной чистоте и защищенности услуг и т.п., предназначенных для исследуемого рынка;
- рекламную и иную информацию, которая обращается на исследуемом рынке среди его участников (производителей, посредников, покупателей и т.д.).
Рассматривая оценку рынка по каждому параметру, прежде всего, необходимо определить те источники, из которых можно получить необходимые сведения, а если таковых окажется недостаточно, дополнительно провести соответствующие исследования.
В том случае, если получить информацию в нужном виде таким путем оказывается невозможно, применяют расчетные методы, осуществляя сбор информации, используемой при расчетах. Так, данные о ценах получают из прайс-листов фирм-конкурентов и посредников, обзоров ценовых параметров рынка, публикуемых в открытой печати или распространяемых на коммерческой основе, и т.п. Информация для оценки суммарных издержек, которые фирма будет нести при работе на исследуемом рынке, собирается внутри фирмы.
Независимо от принятой в фирме схемы расчетов издержек главное требование здесь - учесть по возможности все статьи затрат.
В настоящее время практическое отсутствие необходимой статистики, отражающей уровень дохода различных групп потребителей, препятствует четкому определению границ искомых совокупностей, в результате чего многие оценки рынка по основным экономическим параметрам носят ориентировочный характер.