От принципа случайности - к научному прогнозу

Обратим внимание читателя на слова «повезло», «супружеская удача», часто используемые при оценке качества брака. Слова эти наводят на мысль о рулетке. «Везет» или «не везет» лишь в играх типа рулетки, где влияние игрока на исход игры практически сведено к нулю. Но разве так обстоит дело при выборе брачного партнера? И так, и не так. Не так, потому что у будущих супругов почти всегда есть возможность, узнав друг друга получше, спрогнозировать результат будущего союза и, исходя из прогноза, сделать правильный выбор. И так, потому что, как правило, эту возможность никто всерьез не использует и, опьяненный эйфорией первых чувств, делает фактически «слепой выбор», попадая в положение игрока в рулетку, ждущего, что ему выпадет на стремительно крутящемся поле жизни: выигрыш или зеро. Испанский философ Мигель де Унамуно называл два способа заключения брака: индуктивный и дедуктивный. Первый состоит в том, что человек сначала теряет голову от предмета вожделения, а потом решает сочетаться с ним узами брака. А второй заключается в обратном алгоритме: когда человек сначала убеждается в своей готовности образовать семью и подыскивает подходящего спутника жизни, и только потом теряет от него голову. Судя по всему, большинство из нас женятся и выходят замуж индуктивно. Статистика свидетельствует: каждый пятый распавшийся брак приходится на семьи со стажем совместной жизни супругов до двух лет. А треть из числа расставшихся пар не миновали даже четырёхлетнего рубежа. Фактически же эти семьи прекращают свое существование гораздо раньше, поскольку с момента принятия супругами решения о разводе до подачи заявления в суд, а затем его юридического оформления проходит довольно много времени. Это означает, что не меньше трети распавшихся браков были обречены с самого начала, так как супруги были патологически несовместимы.

Избежать ситуации рулетки или по меньшей мере сократить сферу действия слепого случая, так не красящего Homo sapiens накануне XXI века, можно двумя путями.

Первый путь связан с увеличением периода «узнавания» будущими супругами друг друга. Те, кто серьезно относится к выбору спутника жизни (а степень серьезности можно определить длительностью добрачного знакомства), формируют более благоприятную семейную среду, что выражается, в первую очередь, в повышенной потенциальной плодовитости женщин. Результаты нашего опроса жительниц Могилевщины подтверждают это заключение. Среди участниц опроса, наметивших завести детей, каждая пятая была знакома со своим будущим мужем более трех лет, 17,0% знали своих суженых 1-2 года, и лишь 3% - познакомились с партнерами по браку за месяц до брака.

С этим фактом связана наша рекомендация, которую постараемся обосновать подробнее. Всем очевидна банальная истина, что счастливые семьи более полезны обществу, нежели семьи несчастливые. Однако все ли делает общество в лице политических и хозяйственных руководителей для того, чтобы таких семей стало больше? Конечно, не следует преувеличивать роль государственных и общественных органов в создании семейного счастья. Создать его по силам только двоим. Но власти с высоты своих возможностей просто обязаны стимулировать такие условия, при которых количество неудачников на семейном поприще было бы максимально снижено. Конечно же, в первую очередь это могут быть моральные стимулы, социо-нормативные посылы средств массовой информации и семейной пропаганды. В качестве конкретной рекомендации материального стимулирования предложим следующее. На уровне общегосударственных (или региональных: областных, городских) органов управления образовать «Фонд укрепления брака и семьи». Со счетов этого Фонда, в частности, выплачивать солидную сумму денег молодым супругам, у которых первый ребенок родится не ранее, чем через один год и девять месяцев со дня заключения брака. Как один из факторов положительного «сдерживания» молодых людей от скоропалительных матримониальных решений такое поощрение воздержания ради лучшего узнавания друг друга будет способствовать хотя бы сокращению числа «детей развода».

Второй путь укрепления брака состоит в том, чтобы помочь молодым людям лучше узнать друг друга, не испытывая их терпение долгим ожиданием. Современные молодые люди не любят всякого рода ограничения, они привыкли получать всё сразу и сейчас, поэтому многие из них с легкостью пожертвуют благоразумием ради сиюминутного обретения вожделенного супружеского статуса. Необходимо учитывать это свойство нынешней молодёжи и исходить из него как объективной данности. Тем более, что современная технология позволяет компенсировать это тотальное легкомыслие будущих молодожёнов и в состоянии предоставить им информацию о них самих и их потенциальных спутниках жизни. Речь идет о консультативной службе брака и семьи.

Современные молодые люди остались один на один перед проблемой выбора своего спутника жизни - одной из важнейших, если не самой важной составляющей счастливой судьбы. Вместе со свободой самим выбирать брачного партнера нынешние юноши и девушки взвалили на себя и груз ответственности за совершаемые при этом ошибки. А ошибки эти, надо сказать, случаются даже слишком часто. Количество разводов составляет сегодня более половины от числа заключаемых за тот же период браков. Да к тому же, как это ни странно, современные молодые люди, особенно в больших городах, страдают от недостатка эмоциональных контактов со сверстниками противоположного пола, что сильно ограничивает их возможности выбора будущего супруга. Как помочь молодым, еще не опытным, ослепленным любовным томлением, узнать: тот ли..., та ли...? Современная социальная технология в состоянии помочь в этом столь необходимом, но таком деликатном деле. На смену развязной свахе ветхозаветных времен пришла научно обоснованная и компьютерно оснащенная служба брака и семьи.

Вообще-то такие службы бывают всякие, начиная с солидных брачных контор, ставящих перед собой благородную и общественно значимую задачу укрепления института семьи, и кончая полукриминальными секс-своднями. Мы здесь будем говорить о первом сорте (в прямом и переносном смысле) услуг, популярность которых, к сожалению, сегодня падает на фоне половодья сомнительных агентств, торгующих живым товаром. Но этот перекос в общественном поведении – своего рода реакция на долго бывший запретным плод - явление временное, быстро преходящее. В этом убеждает опыт США, где вслед за разгулом сексуальной революции пришла мода на добропорядочный брак с бэби-бумом. Нынешние знаменитости Голливуда щеголяют уже не победами «на стороне», а супружеской верностью и чадолюбием. Запад, раньше нас вступивший в полосу развала института семьи, быстрее приступил и к исправлению этой тенденции, угрожающей не только индивидуальному счастью, но и общественным устоям. В США, Англии, Австрии, Швеции, Индии, Германии, Венгрии, Польше еще в 60-70 годы возникло множество служб самого различного уровня и направления работы. «Научная служба знакомств» Эрика Рисса, «Семейный институт» Элен Хок, «бюро знакомств» Силаш Рооджи, «клубы дружбы», «службы знакомств», «службы семьи», «бюро добрых услуг», - таков неполный перечень популярных брэндов, предоставляющих услуги на матримониальном рынке.

В нашей стране (тогда ещё в СССР) проблема научно обоснованного подбора брачных партнеров впервые была поднята на уровень общественной значимости в середине 70-х годов. Сегодня слегка забавно читать в бурно развернувшейся тогда дискуссии доводы сторон (в том числе и академиков), выступающих «за» и «против» вторжения машин в святая святых человеческих отношений - выбор спутника жизни. Но высокая эффективность новой отрасли услуг убеждала лучше самых изощренных аргументов. Прочность брачных союзов, заключенных с помощью вычислительных машин, была примерно в два раза выше прочности традиционно создаваемых браков.

Ещё в 1978 году Президиум Совета Министров СССР принял специальное Поручение «О консультативной помощи населению по вопросам семьи и брака», где республиканским органам управления, министерствам и ведомствам рекомендовалось «проведение среди населения систематической просветительской работы по проблемам семьи и брака, по вопросам семейных отношений, этико-психологическим, медицинским, воспитательным, юридическим и другим вопросам», осуществить «подготовку молодежи к выполнению семейных и родительских обязанностей», а также - внимание! - оказывать «содействие одиноким гражданам в создании семьи». Вот ради этой строки в совминовском Поручении и поднимался энтузиастами весь этот шум в прессе, писались статьи и затевались дискуссии. Потом началась не менее напряженная борьба за претворение идеи, получившей высшее благословение, в действующую службу. Самую громкую славу приобрела Ленинградская служба знакомств, созданная только в 1987 году под «крышей» объединения «Невские зори» доктором медицинских наук профессором А.М.Свядощем с участием А.Н.Волковой, первой и, похоже, единственной на территории бывшего СССР защитившей кандидатскую диссертацию по проблемам супружеской совместимости. Со временем подобные службы возникли во многих городах бывшего Союза: в Москве и Таллинне, Риге и Киеве, Красноярске и Владивостоке.

Работа службы знакомств обычно строится следующим образом. Клиент заполняет две анкеты. В одной из них он очерчивает свой физический и психологический образ, рассказывает о своих достоинствах и недостатках, своем представлении о супружеской жизни и своей роли в семье, ожидаемом количестве детей и о многом другом. А в другой «рисует» желаемый портрет своего партнера. Допускается телефонное заполнение анкеты, а также пересылка её по почте. Анкета, пожалуй, самая важная инструментальная часть всего механизма подбора супругов. Это тот анализатор, который призван максимально точно зафиксировать наиболее важные характерологические свойства личности партнеров, необходимые для прочного и счастливого супружества. Анкеты бывают очень большие - до тысячи вопросов. Такие анкеты, рисующие очень подробные «портреты», увеличивают точность брачного прогноза, но сильно сужают сферу выбора. Поэтому чаще всего анкеты эти невелики и включают в себя лишь самые общие сведения о претендентах. Обе анкеты поступают в компьютерный банк данных, где и происходит поиск наиболее совместимой пары. Использование компьютера дает возможность вести поиск брачного партнера среди очень большого числа возможных претендентов, что в реальной жизни просто невозможно. Получив распечатку с компьютера, абонент может ознакомиться в архиве с анкетами наиболее соответствующих его запросам претендентов, увидеть их фотографии. Более того, за дополнительную плату он может посмотреть и видеозаписи коротких бесед с любой (любым) из его визави. Кстати, визави не остается безучастной стороной, он (она) производит встречное заочное знакомство. Если обе стороны согласны с выбором «электронной свахи», они могут сами созвониться по телефону, Интернету и договориться о встрече. Чрезмерно застенчивым гражданам помогут специалисты фирмы, пригласив обоих претендентов в кафе, турпоход или на спектакль, познакомив их друг с другом, поддержав какое-то время беседу, «настроив» будущих молодоженов друг на друга.

Особого внимания заслуживает опыт практичных японцев, которые и здесь оказались в мировых лидерах, соединив свои древние традиции с западной технологией. По доле женатых мужчин и замужних женщин Япония намного опережает США и Западную Европу, в компании более-менее развитых стран уступая лишь Южной Корее. Выше мы уже говорили о том, что в Японии институт брачных посредников (как, впрочем, и везде в мире) был сильно развит в древности. В этой стране и сегодня от трети до половины браков совершаются не в порыве эмоциональной страсти, а по вполне трезвому предварительному сговору сторон и их родителей, т.е. с помощью свах и сватов. В стране восходящего солнца и сегодня работают не покладая рук десятки тысяч как самодеятельных специалистов «по стабильным бракам», так и солидных фирм. Существуют даже особые школы по подготовке брачных маклеров. Торговцы «супружеской удачей» сегодня берут деньгами и вперед, в отличие от своих стародавних коллег, которые довольствовались подарками от благодарных клиентов дважды в год на протяжении нескольких лет. В последнее время сватовским бизнесом стали заниматься не только любители-одиночки и небольшие фирмы, но довольно крупные агентства, связанные с ведущими банками и компаниями.

В высших кругах японского общества огромной популярностью пользуются ежегодные справочные издания наиболее привилегированных женских колледжей. В них содержатся фотоснимки, биографии, адреса и телефоны выпускниц колледжей. Справочники эти, продаваемые по баснословным ценам, служат своеобразными каталогами подходящих невест для молодых людей, ищущих себе супругу, и, что еще чаще, для их родителей.

Электронные технологии оказались как нельзя более полезными в технологии брачных знакомств. Видеомагнитофоны позволили дополнить застывшие позы потенциальных мужей и жен динамичными видеоизображениями. А в одной из префектур с 1978 года местное телевидение в определенные часы передает специальные интервью с лицами, желающими вступить в брак. Беседы снимаются так, чтобы юноши и девушки предстали перед заинтересованными телезрителями с максимальной выгодой для себя. Если ко всему изложенному добавить, что в Японии дело укрепления института семьи поставлено на солидную государственную базу, то становится понятно, почему 95 процентов японцев к 40 годам выходят замуж или женятся[92].

Сейчас, когда тенденция глобализации охватила и наш постсоветский ареал, службы знакомств интенсивно «перешагивают» государственные границы и усиленно объединяются. Уже сегодня можно смело говорить о перспективах создания международного банка данных о женихах и невестах всего мира. В одних только США, где этот вид бизнеса развивается чрезвычайно бурно, с выходом на международный рынок работают свыше 100 брачных контор. Есть все признаки того, что службы брака и семьи становятся неотъемлемой частью социальной технологии общечеловеческого масштаба. Правда, ученые пока не очень торопятся предоставить будущим молодоженам научно обоснованную технологию брачного прогноза. Так, например, среди всех социологических исследований, проведенных учеными бывшего СССР за 15 лет, прогнозированию будущих брачно-семейных отношений было посвящено лишь около 0,1%[93].

Служба брачных знакомств не может, да и не в праве решать за и вместо человека столь важный для всей его судьбы вопрос о выборе будущего спутника жизни. Общество в лице таких служб, бюро и контор в состоянии лишь помочь ему в этом, расширив возможности выбора, проинформировав о законах супружеской совместимости и научив культуре предбрачного общения. Ведь недостойно же человека ХХI века отдавать на откуп социальной стихии, а и легкомыслию подростков - судьбу первичной ячейки общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: