Николо Макиавелли (1469-1527 гг.)
В произведении "Государь" ставил акцент не на структуру общества, а на поведение политического лидера.
Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.
1-й закон гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти.
Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили.
2-й закон: умный правитель не должен выполнять все свои обещания, иначе
попадешь в зависимость от подчиненных. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, но зло - признак твердости. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо быть добрым, а чтобы ее удержать, надо быть злым.
3-й закон: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказание же нужно проводить сразу и в больших дозах. Одноразовая жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянута во времени
|
|
Заслугой Макиавелли является преодоление теологических идей и исследования государства как общественного явления.
Томас Гоббс(1588-1679 гг.)
Разработал теорию общественного договора, которая послужила основой учения о гражданское общество. Все люди рождаются равными, и каждый имеет одинаковое с другими "право на все". Взаимные опасения побуждает людей создавать общество, помогая выжить в конкуренции.
До возникновения государства люди находились в состоянии общей войны, постоянного соперничества, жестокой конкуренции. Догромадянське общество: война всех против всех или социальная борьба за выживание.
Гражданское общество: высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен защиту государства
С появлением государства прекращается война всех против всех.
Одним из первых в европейской науке к идее разделения государства и общества пришел Джон Локк (1632-1704рр.). Он считал, что власть - это производная от общества, которая призвана выполнять его волю. Если же она узурпирует права, угрожает жизни, имуществу граждан, то она не только не нужна, но и вредна. Поэтому народ имеет право на замену такой власти на ту, которая ему по душе.