№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Год и место издания | Количество экземпляров в библиотеке |
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1. (в ред. Федерального закона от 09.01.1996г., № 2-ФЗ). | ||||
Федеральный Закон РФ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (с учетом дополнений и изменений) | ||||
Федеральный Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 06.05.98. № 70-ФЗ | ||||
Методические указания по дисциплине «Практический маркетинг в АПК» для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии АПК» и по дисциплине «Маркетинг» для студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» | Быкова Н.В. | 2010, Ярославль, Канцлер | ||
Коммерция и технология торговли | Дашков Л.П. | М.: Дашков и К | ||
Коммерческая деятельность | Панкратов Ф.Г. | М.: Дашков и К | ||
Маркетинг (к. файл дейст. до 28.02.2014) | Годин А.М. | М.: Дашков и К | Электронный ресурс | |
Маркетинг (к. файл дейст. до 28.02.2014) | Ким С.А. | М.: Дашков и К | Электронный ресурс | |
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности (к. файл дейст. до 28.02.2014) | Морозов Ю.В., Гришина В.Т. | М.: Дашков и К | Электронный ресурс | |
Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения (к. файл) | Киселева Е.Н., Буданова О.Г. | М., Вузов. учеб. Консультант+ | Электронный ресурс | |
Управление продажами (для бакалавров) (к. файл дейст. до 28.02.2014) | Голова А.Г. | М., Дашков и К | Электронный ресурс | |
Управление продажами (к. файл дейст. до 28.02.2014) | Кузнецов И.Н. | М., Дашков и К | Электронный ресурс | |
Экономика, маркетинг, менеджмент (к. файл дейст. до 28.02.2014) | Дробышева Л.А. | М., Дашков и К | Электронный ресурс |
Характеристика товара (работ, услуг)
|
|
1.1.1. описание товара и потребности, удовлетворяемые товаром
1.1.2 качество товара
1.1.3. патентная защищенность
Анализ рыночного спроса. Сегментирование рынка.
1.2.1. характеристика рынка, отрасли, спроса на продукцию
1.2.2. основные потребители продукции
1.2.3.критерии продукта, наиболее важные и значимые для потребителей
1.2.4.сегментирование рынка и выбор наиболее приоритетного сегмента
Оценка конкурентоспособности продукции
1.3.1. основные конкуренты и их общая характеристика.
В бизнес-плане приводятся:
- наименование конкурентов;
- объемы продаж конкурентов;
- общие доли рынка, принадлежащие конкурентам;
- цены конкурентов на аналогичные товары;
- главные сильные и слабые стороны конкурентов;
- поведение конкурентов
1.3.2.Сравнительная оценка конкурентоспособности продукции
|
|
1.4. План маркетинга (план продвижения продукции)
1.4.1. товарная политика
1.4.2.ценовая политика
1.4.3.коммуникативная политика
1.4.4. сбытовая политика
1.4.5. объем реализации товара во времени, по регионам и потребителям
1.4.6. затраты на реализацию товара (коммерческие расходы)
Вторым после маркетингового блока идёт производственный раздел бизнес-плана. Если в маркетинговой части исследуются возможности бизнеса, то в производственной описываются пути и способы их использования. Производственный блок всегда составляется после маркетингового, т.к. в качестве входящих параметров использует данные, полученные в ходе маркетингового исследования рынка.
Структура данного раздела может быть следующей:
2.1.технология производства;
2.2.производственное кооперирование;
2.3.контроль производственного процесса;
2.4.система охраны окружающей среды;
2.5.производственная программа;
2.6.потребность в долгосрочных активах;
2.7.потребность в оборотных средствах;
2.8.потребность в рабочей силе;
2.9.прогноз затрат и удельной себестоимости товара (работы, услуги).
Третьим, составляется организационный раздел. Основное назначение данного раздела в том, чтобы чётко определить последовательность всех мероприятий по реализации проекта.
Структура раздела может иметь следующий вид:
3.1. организационная структура;
3.2.ключевой управленческий персонал;
3.3.профессиональные советники и услуги;
3.4.кадровая политика фирмы;
3.5.календарный план;
3.6.правовое обеспечение деятельности фирмы.
Четвертым составляется финансовый раздел бизнес-плана. Здесь все выводы и результаты трёх предыдущих разделов выражаются в денежной форме: сколько денег, и на какие цели будет потрачено, когда и в каком размере будут поступать деньги от проекта, когда окупится проект, какой доход, и какую доходность получит предприниматель.
Финансовый блок не может быть составлен обособленно, т.к. базируется на маркетинговых и производственных возможностях, но именно он является наиболее важным для потенциального инвестора, поскольку именно на его основе принимается решение о выделении предпринимателю кредита.
Структура раздела:
4.1.оценка финансовой состоятельности проекта
4.1.1. Обоснование единовременных инвестиционных затрат
4.1.2. Обоснование текущих затрат и поступлений по проекту
4.1.3. Определение источников и условий финансирования
4.1.4.Определение поступлений и выплат для каждого интервала планирования
4.2. оценка экономической эффективности проекта
4.2.1.расчет простых показателей эффективности
4.2.2. расчет и анализ сложных показателей эффективности
В последнюю очередь составляется раздел – «Оценка риска и страхование». В данном разделе предприниматель должен показать, что он реально смотрит на процесс реализации бизнес-проекта, понимает возможные проблемы и знает, как с ними справиться.
Этапы процесса бизнес – планирования:
I. Подготовительный этап:
1-я стадия. Высшее руководство компании принимает решения по приоритетному направлению развития и подготовке бизнес-плана.
2. финансовое обеспечение подготовки бизнес-плана.
3. создание команды по разработке бизнес-плана (включает руководителей и сотрудников функциональных отделов).
Конечная цель этого этапа - создание условий для разработки бизнес-плана.
II. Этап разработки бизнес-плана:
1. сбор данных о рынке и экспертные оценки товара
2. подготовка технической документации
3. проведение расчетов и оформление бизнес-плана.
4. утверждение бизнес-плана.
На второй стадии бизнес-идея превращается в бизнес-план, т.е. оформляется документально. Результатом этой стадии является создание первоначального (предварительного) проекта бизнес-плана.
|
|
III. Этап продвижения бизнес-плана:
1. проведение переговоров со всеми участниками проекта, согласование условий и оформление договоров.
2. аудит бизнес-плана внешним инвестором (или кредитором), а также государственными и муниципальными органами.
3. Внесение поправок в бизнес-план (если требуют).
4. Принятие решения об инвестировании (кредитовании).
На третьей стадии процесса бизнес - планирования осуществляется контакт с внешними пользователями бизнес-плана и участниками бизнес - проекта.
Бизнес-план адаптируется к их требованиям, итогом этой стадии является окончательный вариант бизнес-плана, а также заключение пакета договоров (и оформление соответствующих документов)
IV. Стадия реализации:
1.составление плана реализации.
2. осуществление программы работ предусмотренных бизнес-планом.
3. контроль и внесение изменений.
4. оценка соответствия поставленных и достигнутых целей.
5. анализ эффективности процесса бизнес - планирования. Учет ошибок
На последнем этапе – реализации – бизнес-план воплощается в жизнь. Осуществляются все мероприятия, предусмотренные в бизнес-плане. Итогом последней стадии должен стать успешно реализованный (осуществлённый) бизнес-проект. Кроме того, необходимо провести анализ эффективности бизнес - планирования, для повышения его эффективности в будущем.
Контрольные вопросы.
1.Назовите основные этапы бизнес - планирования.
2.Назовите основные ограничения, влияющие на процесс бизнес - планирования на каждой стадии?
3.Перечислите последовательность основных разделов бизнес-плана.
4. Возможно ли изменить приведенную в лекции структуру бизнес плана?
5. Какова взаимосвязь маркетингового и производственного разделов бизнес-плана?
6. Как связаны между собой организационный и финансовый разделы бизнес-плана?
7. Можно ли произвести оценку экономической эффективности бизнес-плана без составления календарного плана реализации проекта?
Тема 2. Подготовка маркетингового раздела бизнес-плана