Первый is мире пароход бьм построен и Лш ши mi \ тин <>м Саиминпоном и 80-е п XVI 11м Однако пласт i.iiipuiiiinniiu пользовать, заявив что волна от парохода разрушаем Скриа Hio рично пароход был изобретен Фултоном в Америке в KS07 i II ю и ко после лого в Англии стали строить пароходы
В 1825 i, была пущена в ход первая железная юром /ki к i ныедороги не сразу завоевали признание Снача ia ре п>сы ю ы ш из чугуна и они ломались под тяжелыми паровозами С мисс то вало мнение, что гладкие колеса будут скользить по гладким рель сам, и поэтому на колесах и рельсах делали зубья Владе 1ьцы ди лижансов, которые боялись конкуренции железных доро!, вели против них агитацию
Английская промышленность развивалась быстрыми темпами Причина этого ускорения заключалась не только в том, что машины позволяли производить больше продукции Увеличение количества продукции без увеличения рынка сбыта привело бы только к кризису перепроизводства Пришлось бы останавливать заводы и уничтожать лишнюю продукцию Действительная причина ускорения роста производства заключалась в том, что благодая машинам, стоимость продукции понизилась, вследствии чего расширился рынок сбыта. Себестоимость хлопчатобумажной пряжи в ходе переворота упала в 12 раз1 Хлопчатобумажные ткани стали настолько дешевле, что даже беднейшие слои населения, наиболее многочисленные, могли их покупать Таким образом, промышленный переворот, снизивший цены на товары широкою потребления, был выгоден трудящимся
Но jto лишь одно социальное последствие переворота В то же время переворот в текстильной промышленности разорил ткачей-ремесленников в Англии Это был мучительный процесс Первое время рабочие мануфактур пытались конкурировать с машиной Они были вынуждены соглашаться на удлинение рабочего дня и снижение зарплаты Но со временем машина настолько удешевляла производство, что дальнейшее сопротивление становилось невозможным
Английские фабрики обрекли на гибель также миллионы индийских ткачей, потому что английские ткани быстро завоевали и индийский рынок Если разоренный английский ткач мог стать фабричным рабочим, то в Индии фабрик не строили
Машинное производство уже не требовало мастерства от рабочего Работа приобретала характер простейших движении С такой работой могли справиться женщины и дети, труд которых обходился капиталисту гораздо дешевле Поэтому теперь в промышленности стал широко применяться женский и де1скии труд Поскольку родители сначала не хотели отдавать детей на фабрику
Развитие мирового капиталистического хозяйства
11 < -1 > 111 к- партии лете и постхпати из приютов и сиротских юмов l.u.i им иприт ели оптом по несколько сотен сдавали детеи на фабрику 1.1 крупные суммы денег
Переход к машинам не привел к безработице тк растущей промышленности требовалось все больше рабочей силы Но кокк \ренция дешевого женского и детского труда, а также то об-с monmi'iiitimeo, что работа при машине не требовала прежнего мастерства, вели к снижению заработной платы В начале XIX в \\л спои дневной заработок английский ткач мог купить 2,5 кг хлеба На такие деньги нельзя было прокормить семью Поэтому значительная часть рабочих оказалась на содержании церковных приходов
В Англии того времени был обычаи содержать бедняков за счет приходов Если рабочий не мог своим трудом прокормить семью то недостающие деньги он получал от прихода Поскольку в годы промышленного переворота число бедняков стало катастрофически увеличиваться был введен специальный налог на бедных величина которого скоро достигла 8 млн ф ст Чтобы сократить выдачу пособий по бедности, были организованы «работные дома», где бедняков намеренно содержали в тяжелых условиях и заставляли выполнять нелепую и ненужную работу — бить камни или расплетать канаты И бедняки уже боялись попасть в «работный дом»