1) Метрополитен
По надежности и комфорту это лучший вид транспорта. Общая протяженность 11 метрополитенов (СССР) –420 км. В Москве – 252 км в двухпутном исчислении. В Москве перевозят более 50% пассажиров. В последние годы не строят, т.к. строительство требует крупных капитальных затрат.
Линии метрополитена бывают подземные и наземные. Тоннели под землей строят глубокого (25 м и более) и мелкого (8-12 м) заложения.
Продольные уклоны от 3% до 40%. Радиус не менее 400 м, ширина колеи 5 футов (152,4 см). Везде автоблокировка с автостопом. Блок-участок не менее 1 км. Ток постоянный – 750 В слева от рельсов. Длина вагона 19 м, ширина 2,7 м. В Чикаго есть грузовой метрополитен.
В настоящее время с появлением линейных двигателей возникло миниметро.
2) Скоростной трамвай
Внеуличный вид транспорта, т.к. делается на обособленной полосе. В центре города проходит в тоннеле (в Ижевске, Волгограде, Саратове, Старомосковье). Скорость приблизительно в 2 раза больше обычного трамвая.
Достоинства: дает большую провозную способность, меньший штат и подвижной состав.
|
|
Вид транспорта | Скорость | Провозная способность | Несчастные случаи | себестоимость |
Трамвай | 16-18 км/ч | 4% | ||
Скоростной трамвай | 25-30 км/ч | 1,15 | ||
Автобус | 20-25 км/ч | 4,5 | 15% | 1,11 |
Троллейбус | 18-20 км/ч | 10% | 1,77 | |
Легковой автотранспорт | 25-30 км/ч | 70% | ||
Метрополитен | 35-40 км/ч | 0,4% | 1,25 |
Загазованность – бич автотранспорта. Для борьбы с загазованностью:
- применяются усовершенствованные двигатели;
- применяются нейтрализаторы;
- применяются дизели;
- создаются электромобили.
На Западе в последние годы скоростные трамваи и метрополитены стали строить на пневматике. В центральной части города строят движущиеся тротуары.