«Обществознание» - это наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования, поэтому к подготовке к семинарским занятиям отводится очень важная роль. В процессе подготовке к семинарским занятиям учащиеся уясняют сложные вопросы, вызывающие трудности, учатся самостоятельно мыслить, критически подходить к фактическому материалу.
В ходе семинара обсуждаются группы проблем, которые изучались студентами самостоятельно или обрабатывались на лекции. Среди тематических семинаров чаще всего используются: семинар - беседа (обсуждение заранее подготовленных студентами докладов, рефератов, творческих работ); семинар-дискуссия; семинар-конференция; семинар – «круглый стол»; семинар-симпозиум и др. Поэтому при подготовки учащемуся необходимо пользоваться следующими рекомендациями:
1. Рекомендации по конспектированию лекции:
- запишите план лекции, если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции, фиксируйте их в виде плана на полях слева;
|
|
- в конспекте пишите самое важное короткими точными фразами своими словами. Не старайся записывать каждое слово лектора, так как при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждения;
- не пишите на черновиках - пустая трата времени, оставляйте место, где допишите потом;
- в тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.
- сформулируйте вопросы, возникшие при прочитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.
2. Рекомендации при работе с текстом:
- прочитать текст, продумать прочитанное;
- разбить текст на части и озаглавить каждую. В заголовках передать главную мысль каждого фрагмента.
- каждой части выделить несколько положений, развивающих главную мысль;
- проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
3. Рекомендации написания конспекта:
- перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение;
- составить план;
- точно указывается фамилия и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания, наименование глав, разделов, параграфов;
- изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно, также можно использовать цитаты;
- при оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.
4. Рекомендации по написанию эссе:
- начинать эссе целесообразно с определения личной позиции (на мой взгляд; в данном высказывании есть…; я согласен с тем, что…);
|
|
- в следующем предложении сформулировать свое понимание этого высказывания, перефразировать его;
- в форме тезисов изложить собственное мнение по теме. Тезисы обосновать с помощью фактов, примеров. Фразы должны быть короткими, емкими, лаконичными;
- напишите своё отношение к позиции автора (согласие, несогласие). Далее раскройте разные аспекты поднятой автором проблемы и аргументируйте свою точку зрения: а) на теоретическом уровне (в текст по месту вводится не менее двух понятий и их определений); б) примерами из истории и современной социальной реальности (с указанием авторов, деятелей истории и культуры, произведений литературы и т.д.); в) на личном опыте;
- в заключение (1-2 предложения) подводятся итоги работы. Здесь можно перечислить вопросы, которые остались нераскрытыми, обозначить перспективу.
- дополнительные аргументы в пользу автора эссе (если дается информация об авторе высказывания, если упоминаются его предшественники или научные противники, если описываются различные точки зрения или подходы к решению проблемы, если указывается значение используемых понятий и терминов).
Работа на семинаре имеет определяющее значение для полноценного овладения материалом. По тому, как студенты проявляют себя на семинарах, преподаватель судит о степени усвоения ими изучаемого материала.