1. Этика и этикет. Этика – учение о морали, в частности, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу.
Мораль – система этических ценностей, которые признаются человеком. Это важнейший способ регулирования общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни. Этика, как наука о морали, изучает и этикет.
Этикет – правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе. Нормы этикета являются условными, но необходимыми правилами взаимоотношений.
2. Правила этикета выражают нравственную форму (забота, уважение, защита) и эстетическую форму (красота поведения, изящество).
Каждый элемент делового общения имеет свои правила и нормы.
Элемент общения | Правила поведения должны |
Манеры | – Выражать чувство собственного достоинства; – быть открытыми и свободными в обращении к людям; – отражать внимание к вкусам других людей |
Приветствие | – Снятие головного убора и легкий поклон головы являются жестом уважения; – женщина первой подает руку, слегка ее пожимая; – рукопожатие мужчин должно быть твердым, благородным, мужественным |
Стиль речи | – Выберите правильную форму обращения, соответствующую ситуации (господин, Павел Иванович); – будьте серьезны, когда вы говорите; – выработайте приятный и внятный тон голоса; – давайте нейтральные, но полные ответы на так называемые типовые («Как дела?») вопросы |
Комплименты | – Должны быть искренними, без фальши; – важно комплиментом поддержать сотрудников-новичков |
Национальные особенности | – Знайте и учитывайте национальные особенности собеседников, особенно в конфликтных ситуациях |
Одежда и внешний вид | – Избегайте двух крайностей - излишнего лоска и неряшливости; – платье должно быть просто, чисто и изящно; – особенно следите за обувью и прической |
Особенности манер, позы и мимики вырабатываются индивидуально. Человек намечает себе эталон поведения и стремится к достижению этого эталона, контролируя свои поступки. Воспользуйтесь приводимыми рекомендациями для выработки профессионально необходимых качеств.
|
|
1. Никогда не повышайте голоса. В предконфликтных ситуациях рекомендуется даже несколько снизить тон голоса. Это ведет к тому, что партнер в общении, переключая внимание на слуховое восприятие, непроизвольно снижает напряжение своего голоса. Беседа невольно перейдет на доверительный тон.
2. Будьте вежливы, даже если в силу каких-то причин вы испытываете к своему партнеру чувство неприязни, в таких случаях уместна строгая, подчеркнуто вежливая форма общения.
|
|
3. Выработайте у себя «позу внимания», имея в виду, что она не должна иметь ничего общего с подобострастием и угодничеством.
4. Не допускайте, чтобы ваше лицо было хмурым, неприветливым. Помните, что безразличное выражение лица (бесстрастное, отстраненное) становится преградой в общении.
5. Следите за мимикой и позой: губы слегка сжаты в знак того, что выслушаете и не намерены перебивать, глаза смотрят на собеседника заинтересованно, но не настороженно: голова может быть слегка развернута ухом в сторону собеседника. Чтобы эта мимика стала привычной и естественной, ее следует отработать перед зеркалом.