Объяснительно-репродуктивные технологии — это, по существу, и есть технологии освоения «готового знания». Они имеют солидную историю в педагогической теории и практике, у их истоков стояли Я. А. Коменский, Дж. Локк,
И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. В основе объяснительно-репродуктивной технологии лежит теоретическая концепция, объясняющая природу усвоения нового знания как процесса перехода от конкретных представлений к понятиям, а от понятий — к умениям и навыкам. Не случайно такая технология всегда предметно ориентирована, так как применяется для усвоения базового содержания по определенному предмету.
Главные признаки объяснительно-репродуктивной технологии «готового знания»:
1. Всегда требуется подробно разработанная программа по предмету.
2. Выстраивается строгая последовательность «шагов» (порций, единиц содержания).
3. Создаются стабильные группы учащихся, обязательно одновозрастные.
4. Усвоение содержания организуется в определенной логической схеме:
|
|
• восприятие нового материала (в деятельности, совместной с учителем),
• первичное повторение, «закрепление» (в деятельности, совместной с учителем),
• домашняя работа над новым содержанием (в своем темпе),
• фронтальное (вторичное) повторение (под руководством учителя).
5. Всю познавательную деятельность учащихся контролирует и оценивает учитель.
Нетрудно догадаться, что технология «готового знания» реализуется, прежде всего, на уроке в его традиционных объяснительно-репродуктивных атрибутах. Но «готовое знание» успешно осваивается и с помощью «наводок» на уроках, где применяются проблемное изложение или частично-поисковые методы. Эта технология может применяться и в форме так называемого «концентрированного обучения» или «погружения» (П. П. Блонский, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин).