В конце XVII в. в Англии после революции установился бур_
жуазно_демократический политический строй, который суще_
ствует и в наше время. Сама Англия, победившая в борьбе за гос_
подство на морях в XVI в. Испанию, в XVII в. — Голландию,
в XVIII в. — Францию, превратилась в мировую супердержаву.
Несоответствие ручной технологии повышенному спросу на
хлопчатобумажные ткани разрешилось внедрением машин. Сна_
чала механизировали процесс хлопкопрядения. Так как пряжи
стало больше, срочно потребовался механический ткацкий ста_
нок, который был изобретен Э. Картрайтом в 1785 г.
После механизации прядения и ткачества возникла потреб_
ность в создании универсального двигателя, который не зависит
от сил природы. Таким двигателем явилась паровая машина, соз_
данная Дж. Уаттом в 1784 г. В том же году построили первую пря_
дильную паровую фабрику.
Применение машин вызвало резкое повышение спроса на ме_
талл. В 1784 г. Корт изобрел пудлинговую печь, которая при по_
мощи минерального топлива давала сталь из чугуна, а изобретен_
|
|
ные им же прокатные вальцы позволили получать металлические
изделия нужной конфигурации. Благодаря этим изобретениям
производительность труда повысилась в 15 раз.
Прогресс металлургии способствовал быстрому развитию ан_
глийской каменноугольной промышленности. В шахтах появи_
лись рельсовые пути (трамваи) для конной вывозки угля. Сочета_
ние паровой машины и рельсов дало железную дорогу. Первый
локомотив был создан Дж. Стефенсоном в 1814 г., а железная до_
рога — в 1824 г. Одной из последних проблем промышленного пе_
реворота стало фабрично_заводское сооружение самих машин:
возникла новая отрасль промышленности — машиностроение.
Этому способствовало создание основного типа металлорежущих
станков — строгального (Брам, 1802 г. и Г. Модемс, 1798 г.). Соз_
данием фабричного машиностроения завершился переворот
в технологической сфере экономики Англии.
Самым уязвимым местом английской экономики была зави_
симость от хлебного импорта. Согласно «хлебным» законам от
1815 г. ввоз хлеба в страну разрешался, если только внутренняя
цена превышала 82 шиллинга за квартер.
Ненавистные английскому народу хлебные законы отменили
в 1846 г. Отмена хлебных законов легла в основу новой в мире хо_
зяйственной политики неограниченной свободы торговли, кото_
рая стала фундаментом европейской экономической интеграции
через 100 лет. Свобода торговли помогла Англии занять домини_
рующие позиции в мировой промышленности, кредите, морском
транспорте, торговле.
Когда в 1850 г. общий оборот мировой торговли составлял
14,5 млрд марок, на долю Британской империи приходилось 5,24 млрд
марок, а в 1870 г. эта доля составляла уже 14 млрд марок из общей
суммы 37,5 млрд марок (общая доля Германии, США, Франции
за это время повысилась с 4,9 до 12,0 млрд марок). Английский
банк постепенно становится «банком банков», кредитующим не
только торговлю и промышленность, а всю кредитную систему
страны и даже мира.