1.
Материаль_
ное произ_
водство
57,7 52,3 48,3 43,8
2.
Инфра_
структура
25,1 27,5 29,6 32,0
3.
Сфера ин_
теллектуаль_
ных услуг
17,1 20,2 22,1 24,2
4. Всего: 100,0 100,0 100,0 100,0
кой, который в наибольшей степени соответствует характеру ре_
шаемых экономических задач.
Экономика стран, входящих в число мировых лидеров, явля_
ется смешанной, при этом наиболее высокая доля государствен_
ного сектора в экономике Швеции (свыше 60%), это значительно
выше, чем в современной России. В основе шведской модели —
система государственного регулирования цен, включая главное —
заработную плату.
Этот принцип получил название принципа равной оплаты за
равный труд, который:
1) не стимулирует работников к смене места работы;
2) не дает недобросовестным хозяйственникам переводить
доходы своих работников в тень,
3) способствует формированию доходной части бюджета на
стабильной основе;
4) создает экономические предпосылки для выбраковки не_
рентабельных производств;
5) снимает социальную напряженность в обществе, практи_
|
|
чески сводя к минимуму влияние профсоюзов (основное эко_
номическое направление их деятельности исчезает).
Государственное регулирование в форме планирования полу_
чило развития в таких странах, как Франция (функции планиро_
вания и прогнозирования в этой стране возложены на Министер_
ство планирования и финансов), Японии (где создано Управление
экономического планирования), в Испании (министерство эко_
номики и финансов) и другие.
Зародившийся в СССР и позволивший ему осуществить такие
грандиозные проекты, как план ГОЭЛРО, программу освоения
космического пространства, программу развития атомной энер_
гетики и другие, активно используют программно_целевой метод
планирования. Во всех этих странах:
1) разрабатывается государственный бюджет страны и кон_
тролируется его исполнение;
2) вырабатываются соответствующие рекомендации пра_
вительству и осуществляется прогноз рыночной конъюнк_
туры (на ближайшую перспективу, а также ближайшие 5—
10 лет);
3) формируются объемы и структура государственного заказа;
4) рассматриваются и утверждаются цены, и устанавливается
соответствующий порядок утверждения цен на продукцию
предприятий_монополистов, а также социально_значимую
продукцию;
5) разрабатываются государственные целевые программы.
В индустриально развитых странах мира планирование скон_
центрировано на решении наиболее важных задач, с учетом ре_
альной ситуации в экономике страны, и не является тотальным.
В Дании, например, рынки массовых товаров полностью контро_
лируются иностранным капиталом (это относится к таким отра_
|
|
слям, как машиностроение, металлургия, нефтепереработка),
в связи с чем основной принцип деятельности датских фирм сво_
дится к стремлению захватить значительную часть узкого рынка
определенной продукции, а не пробовать завоевать небольшую
долю на крупном рынке. Маркетинговой стратегии отечествен_
ных фирм соответствует и содержание государственных экономи_
ческих программ, в которых рассматриваются не все, а исключи_
тельно нишевые сферы производства.
В практике планирования индустриально развитых стран наи_
более ценным является учет долговременных циклов развития
мировой экономики. В 1920_е гг. в СССР родилась теория цикли_
ческого развития, однако в современной России она не использу_
ется, но в тоже время пользуется государственной поддержкой
практически во всех индустриально развитых странах мира.