В XVIII веке были первые попытки государственного кредит_
ного установления в России.
Начало этих попыток относится к правлению императрицы
Анны Иоанновны.
В 1733 г. своим указом она распорядилась из Монетной кон_
торы открыть ссуды. Но все таки, кредитные операции Монетной
конторы были не очень значительны и в скором времени были за_
кончены.
Более значимые попытки были приведены в действие при им_
ператрице Елизавете Петровне, которая была дочерью Петра I, ее
правление продолжалось 20 лет (1741—1761 гг.).
13 мая 1754 г. указом императрицы для дворянства фор_
мируются Государственные Заемные Банки (Дворянские
Банки) в Санкт_Петербурге и Москве при Сенате и Сенат_
ской конторе.
Этот же указ предполагает организацию Купеческого банка
при Коммерц_коллегии в Санкт_Петербурге.
Дворянские банки выдавали кредиты сроком на 1 год из рас_
чета 6% годовых под обеспечение залогом:
1) золота, серебра, алмазных вещей и жемчуга — в размере 1/3
стоимости;
2) суммы ссуд не должны были превышать 3 недвижимых
|
|
имений, сел и деревень с людьми и со всеми угодьями, пред_
полагая по 50 руб. на 50 душ населения.
Кроме ссуд под наименованные залоги, допускались и личные
кредиты с поручительством «знатных, прожиточных лет и надеж_
ных людей», после чего не выкупленное имение должно было
быть продано с торгов.
Первоначально уставный капитал Дворянских банков равнял_
ся 740 тыс. руб. В царствование Екатерины II капитал был увели_
чен до 6 млн руб.
Купеческий банк выдавал ссуды русским купцам, торговав_
шим при Санкт_Петербургском порте из 6% годовых, под залог
товаров сроком на 1—6 месяцев. Через год сроки ссуд были уве_
личены до 1 года, а в 1764 г. было разрешено выдавать купцам ссу_
ды без залога товара — обеспеченные поручительством магистра_
тов и ратуши.
Деятельность первых кредитных учреждений, как дворянских,
так и купеческих, была не очень успешна.
Эти учреждения не оправдывали надежд российского прави_
тельства.
Выданные банком казенные капиталы для оборота, были роз_
даны сравнительно небольшому кругу лиц, у которых деньги
и оставались; было много просроченных ссуд, помещики даже
большей частью не платили процентов; продажа просроченных
залогов подписанная законом в реальности не применялась; не
было правильного бухгалтерского учета; отчеты, представляемые
Императрице, были очень приблизительные; также были устано_
влены злоупотребления.
В результате этого в 1785 г. были закрыты Московский
и Санкт_Петербургский дворянские банки, а их дела переданы
вновь созданному Государственному Заемному банку.
В 1782 г. был закрыт Купеческий банк. В это время правитель_
|
|
ство направило свои силы на взыскание средств для облегчения
оборота медных денег.
21 июля 1758 г. издается указ об учреждении самостоятельных
банков в Санкт_Петербурге и Москве под общим названием
«Банковые конторы вексельного производства для обращения
медных денег».
Эти учреждения, известны под именем «Медного банка». Бан_
ки должны были:
1) иметь непрерывные взаимоотношения с казенными учреж_
дениями в Петербурге и Москве для того, чтобы быть в курсе
того, сколько и когда следует им получить денег из иных горо_
дов; деньги поступали в банк в результате вексельного пере_
вода;
2) принимать казенные и частные капиталы;
3) вести главную бухгалтерскую книгу, где учитывались выда_
чи и взносы;
4) обеспечивать деньгами по векселям купцов, помещиков, за_
водчиков и фабрикантов.
Медный банк по сравнению с Купеческим банком сделал зна_
чительный прорыв вперед; в это время зарождаются трансферт_
ные операции (переводы) и текущие счета.
При императрице Екатерине II (1729—1796), правившей
34 года, усилия правительства в сфере организации кредита на_
правлялись в основном на формирование земельного и ломбар_
дного кредита. В 1772 г. для этих целей были открыты в столицах
новые кредитные учреждения, такие как Сохранные и Ссудные
казны.
Сохранные казны, которые были учреждены при воспитатель_
ных домах в Санкт_Петербурге и Москве, принимали вклады для
приращения процентами на разные сроки и до востребования
и выдавали ссуды под залог недвижимых имений на срок от 1 го_
да до 8 лет. Прибыль от этих операций шла на содержание воспи_
тательных домов.
Ссудные казны в Санкт_Петербурге и Москве выдавали ссуды
под залог серебра, золота, алмазных вещей и часов, из 6% годо_
вых, сроком от 3 до 12 месяцев. Отличительной чертой является
то, что Ссудные казны не имели собственных капиталов и не при_
нимали никаких вкладов, а источником для выдачи ссуд были ка_
питалы Сохранной казны.
За эти заимствования Ссудные казны уплачивали Сохранной
казне 5% прибыли.
В 1755 г. были учреждены Приказы Общественного Призре_
ния во всех губернских городах. Фактически эти Приказы имели
характер долгосрочных ипотечных учреждений. В отличие от
Сохранных казне они могли выдавать кредиты под залог недви_
жимых имений лишь той губернии, в которой они находились
сами.
Учрежденные кредитные учреждения все еще не могли удо_
влетворять всей потребности в долгосрочных ссудах. В связи с эт_
им в 1786 г. был учрежден Государственный заемный банк для ра_
звития сферы дворянского земледелию.
Ссуды выдавались под залог:
1) населенных горнозаводских имений;
2) помещичьих населенных имений;
3) домов фабричных и каменных строений в Санкт_Петер_
бурге. Дворянству кредиты выдавали сроком на 20 лет из 8%,
а городам — на 22 года из 7%.
В 1797 г. была сделана попытка сформировать земельный кре_
дит на новых началах. Указом 18 декабря 1797 г. был учрежден для
дворянства Вспомогательный банк на следующих важных осно_
ваниях:
1) ссуды выдаются на 25 лет, но не деньгами, а особыми бан_
ковскими билетами, под залог 2 недвижимых имений, в раз_
мере 40—75 руб. на крестьянскую душу и в зависимости от
класса губерний;
2) заемщик уплачивает 6% и погашение по этому расчету за
не взнос в срок платежей, имение берется в опеку;
3) банковские билеты, выданные заемщику, обязательно при_
нимаются как частными лицами, так и казной по нарицатель_
ной цене и приносят доход 5%.
Практика показала, что банковские билеты не смогли заво_
евать к себе доверия как к самостоятельным, реально обеспечен_
ным кредитным обязательствам.
В связи с этим во все время царствования Екатерины II забо_
ты правительства для устройства земельного кредита, для органи_
|
|
зации же коммерческого кредита не было нечего сделано.